ССИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №10 имени А.И. ХАЧАТУРЯНА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Прокопьевск
2020
0

ОДОБРЕНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО «ДШИ №10 им.

МАУ ДО «ДШИ №10 им.

А.И. Хачатуряна»

А.И.Хачатуряна»
_______________ А.Н. Мясоедов
«28» августа 2020 г.

«28» августа 2020 г.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

в

области музыкального искусства «Струнные инструменты» разработана на
основе Федеральных государственных требований.
Организация-разработчик:
Муниципальноеавтономное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №10 им. А.И. Хачатуряна»
Разработчик:
Миронова Юлия Евгеньевна, методист

1

Содержание
I.

Пояснительная записка…………………………………………………....3

II.

Планируемые

результаты

освоения

учащимися

дополнительной

предпрофессиональной программы (ОП) в области музыкального
искусства

«Струнные

инструменты»…………………………………....12
III.

Учебный
план……………………………………………………………..22

IV.

График образовательного процесса……………………………………..29

V.

Перечень учебных программ.....................................................................30

VI.

Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися
образовательной

программы

«Струнные

инструменты»………………32
VII. Программа творческой, методической и концертно-просветительской
деятельности……………………………………………………………...38

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа в области музыкального искусства «Струнные
инструменты» (далее – программа «Струнные инструменты» составлена на
основе федеральных государственных требований (далее – ФГТ), которые
устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре
и условиям реализации.
Программа «Струнные инструменты» составлена с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем
детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на струнных
смычковых инструментах (скрипка, виолончель), позволяющих творчески
исполнять музыкальные произведения в соответствии
с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и
(или) оркестрового исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
Программа разработана с учётом:
- обеспечения преемственности программы «Струнные инструменты» и
основных

профессиональных

образовательных

программ

среднего

3

профессионального и высшего профессионального образования в области
музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской
Федерации в сфере культуры и искусства.
Цели программы:
 обеспечение развития музыкально-творческих способностей
учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области
струнного исполнительства;
 выявление

одаренных

детей

в

области

музыкального

исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в
образовательные учреждения, реализующие образовательные программы
среднего профессионального образования.
Задачи:
-

воспитание

и

развитие

у

обучающихся

личностных

качеств,

позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
-

воспитание

детей

в

творческой

атмосфере,

обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих

в

дальнейшем

осваивать

основные

профессиональные

образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации,
умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков
творческой

деятельности,

в

том

числе

коллективного

музицирования,
4

осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной
учебной

деятельности,

определению

наиболее

эффективных

способов

достижения результата.
Срок освоения дополнительной предпрофессиональной программы
«Струнные инструменты» для детей, поступивших в МБУ ДО «Детская
музыкальная школа №10» (далее – МБУ ДО «ДМШ №10») в первый класс в
возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Струнные инструменты» для детей, не
закончивших

освоение

образовательной

программы

основного

общего

образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление

в

образовательные

учреждения,

реализующие

основные

профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, может быть увеличен на один год.
Прием и отбор учащихся
Прием в МБУ ДО «ДМШ №10» для обучения по дополнительным
предпрофессиональным программам в области музыкального искусства
осуществляется в соответствии:
- Уставом МБУ ДО «ДМШ №10»;
- Положением о приёме в МБУ ДО «ДМШ №10»;
- Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных
программ в области соответствующего вида искусства и срокам обучения по
этим программам.
Прием МБУ ДО «ДМШ №10» осуществляется на основании результатов
отбора детей, проводимого с целью выявления их творческих способностей и
(или) физических данных, необходимых для освоения соответствующих
образовательной программы в области музыкального искусства. Приёмные
5

испытания на ОП «Струнные инструменты» включают проверку музыкальных
данных: слух, ритм, память.

6

Для организации проведения отбора детей приказом директора Школы
формируется комиссия (комиссии) по отбору детей из числа преподавателей
МБУ ДО «ДМШ №10». Зачисление учащихся производится приказом
директора на основании решения о результатах отбора, принимаемого
комиссией по отбору детей на закрытом заседании простым большинством
голосов членов комиссии,
в пределах плановой цифры, устанавливаемой Учредителем.
Продолжительность учебного года
При реализации образовательной программы «Струнные инструменты»
продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39
недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в
первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.
При реализации программы «Струнные инструменты» с дополнительным годом
обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39
недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в
девятом классе составляет 33 недели.
С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются
дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в
объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние,
весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации
основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Организация учебного процесса
Организация учебного процесса у учащихся по дополнительной
предпрофессиональной

программе

в

области

музыкального

искусства

«Струнные инструменты» осуществляется следующим образом: учебные
предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме
индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10

7

человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых
занятий (численностью от 11 человек).
Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение
домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры
(филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в
творческих мероприятиях и просветительской деятельности МБУ ДО «ДМШ
№10».
Выполнение

учащимся

домашнего

задания

контролируется

преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и
нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и
видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому
учебному предмету.
Реализация

программы

«Струнные

инструменты»

обеспечивается

консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки
учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям по усмотрению Школы. Резерв учебного времени
устанавливается Школой из расчета одной недели в учебном году. Резерв
учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной
аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой
учащихся на период летних каникул.
Оценка качества реализации образовательной программы.
Формы и условия проведения контроля.
Оценка качества реализации образовательной программы «Струнные
инструменты»

включает

в

себя

текущий

контроль

успеваемости,

промежуточную и итоговую аттестацию учащихся, что и отражено в учебном
плане программы.

8

В качестве средств текущего контроля успеваемости Школой могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в
виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных
программ, письменных работ и устных опросов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации учащимся выставляется оценка, которая за МБУ ДО «ДМШ №10».
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются Школой самостоятельно на основании ФГТ и отражены в
рабочих программах по учебным предметам ОП «Струнные инструменты».
Школой разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и
текущего контроля успеваемости учащихся. Для аттестации учащихся
создаются

фонды

оценочных

средств,

включающие

типовые

задания,

контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются Школой самостоятельно.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности
выпускников к возможному продолжению профессионального образования в
области музыкального искусства.

9

По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки
выставляются по каждому учебному предмету. Оценки учащимся могут
выставляться и по окончании четверти.
Освоение

дополнительной

предпрофессиональной

программы

в

области искусств (далее также – образовательная программа, ОП)
завершается итоговой аттестацией лиц, обучающихся по дополнительным
предпрофессиональным программам в области искусств (далее – итоговая
аттестация).
Целью итоговой аттестации является установление соответствия
уровня
подготовки

выпускника,

освоившего

образовательную

программу,

федеральным государственным требованиям к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
программы в области искусств (далее – федеральные государственные
требования) в части приобретения знаний, умений и навыков в области
выбранного вида искусств.
Итоговая аттестация регламентируется Положением о порядке и
формах

проведения

итоговой

аттестации

лиц,

обучающихся

по

дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств
(Приказ МК РФ от 08.02.2012 г. № 86).
Требования
определяются

к

Школой

содержанию
на

итоговой

основании

аттестации

Федеральных

учащихся

государственных

требований и отражены в ОП «Струнные инструменты».
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по
учебным предметам:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо»,

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Временной
10

интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех
календарных дней.
Требования

к

выпускным

экзаменам

определяются

Школой

самостоятельно. Школой также разрабатываются критерии оценок итоговой
аттестации в соответствии с ФГТ.
Требования к условиям реализации программы «Струнные
инструменты»

представляют

собой

систему

требований

к

учебно-

методическим, материально-техническим и иным условиям реализации
программы «Струнные инструменты» с целью достижения планируемых
результатов освоения данной ОП.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей)

и

всего

общества,

духовно-нравственного

развития,

эстетического воспитания и художественного становления личности, в ДМШ
должна быть создана комфортная развивающая образовательная среда,
обеспечивающую возможность:
 выявления и развития одаренных детей в области музыкального
искусства;
 организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад,

концертов,

творческих

вечеров,

театрализованных

представлений и др.);
 организации посещений обучающимися учреждений культуры и
организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
 организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по
различным видам искусств, и другими учреждениями среднего
профессионального
реализующими

и

высшего

основные

профессионального

профессиональные

образования,

образовательные

программы в области музыкального искусства;
11

 использования

в

образовательном

процессе

образовательных

технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства, а также современного
развития музыкального искусства и образования;
 эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
 построения содержания программы «Струнные инструменты» с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей
субъекта Российской Федерации;
 эффективного управления ДШИ.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Реализация дополнительной предпрофессиональной программы в
области музыкального искусства «Струнные инструменты» обеспечивается
учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
Реализация программы «Струнные инструменты» обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню
учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы
обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ДМШ укомплектовывается печатными и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями,
партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в
объеме,

соответствующем

требованиям

программы

«Струнные

инструменты». Основной учебной литературой по учебным предметам
предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый
обучающийся.
12

Библиотечный

фонд

помимо

учебной

литературы

включает

официальные, справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Материально-техническая база школы соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Помещения имеют
хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо проветриваются. Обеспечена
ежедневная уборка учебной аудитории.
Учебные классы для занятий по специальности скрипка оснащены
фортепиано, в классе имеются пюпитры, которые легко можно приспособить
к любому росту ученика.
Учебные классы для занятий по специальности виолончель обеспечены
фортепиано

и

необходимыми

принадлежностями:

разноразмерные

виолончели (подбор инструмента по размеру индивидуален для каждого
учащегося в соответствии с антропометрическими параметрами), смычки,
подставки под ноги или разноуровневые стулья, пюпитр.
В школе есть два концертных зала.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Содержание

предпрофессиональной

образовательной

программы

«Струнные инструменты» должно обеспечивать целостное художественноэстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения
образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических
знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Струнные инструменты» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:


в области музыкального исполнительства:

знания художественно-эстетических и технических особенностей,
характерных

для

сольного,

ансамблевого

и

(или)

оркестрового

исполнительства;
13

- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно,
так и при игре в ансамбле и (или) оркестре на струнном инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей на струнном инструменте;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании

несложного

музыкального

произведения

на

струнном

инструменте;
-

умения

создавать

художественный

образ

при

исполнении

музыкального произведения на струнном инструменте;
- навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений, как
на струнном инструменте, так и на фортепиано;
- навыков подбора по слуху;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых и (или)
оркестровых);


области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;
-

знания

основных

этапов

жизненного

и

творческого

пути

отечественных
и

зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных

произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных
форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
14

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем
изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
-

сформированных

вокально-интонационных

навыков

ладового

чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе
путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования,
пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результатом

освоения

программы

«Струнные

инструменты»

с

дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте ФГТ
предметных областей, является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков в предметных областях:


в области музыкального исполнительства:
-

знания

художественно-эстетических

и

технических

особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового
исполнительства;
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно,
так и при игре в ансамбле и (или) оркестре на струнном инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей на струнном инструменте;
-

умения

создавать

художественный

образ

при

исполнении

музыкального произведения;
15

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании несложного музыкального произведения;
- навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений, как
на струнном инструменте, так и на фортепиано;
- навыков подбора по слуху;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых и (или)
оркестровых);
- знание основного сольного, ансамблевого и (или) оркестрового
репертуара (произведений для струнного ансамбля, камерного оркестра,
малого симфонического оркестра, солиста в сопровождении струнного
ансамбля и камерного оркестра);
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных
произведений;
– умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле и
(или) оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со
стилевыми особенностями;
 в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений
в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки
(знания основных элементов музыкального языка, принципов строения
музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения
осуществлять

построение

интервалов

и

аккордов,

группировку

длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

16

- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с
объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального
произведения;
- наличие первичных навыков анализа музыкального произведения с
точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования
диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного
изложения материала (типов фактур) и т. п.;
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
Результаты

освоения

программы

«Струнные

инструменты»

по

учебным предметам обязательной части должны отражать:


Специальность:
-

наличие

у

учащихся

интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности струнного
инструмента

для

достижения

наиболее

убедительной

интерпретации

авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание репертуара для струнного инструмента, включающего
произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения,
сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в
соответствии с программными требованиями;
- знание художественно-исполнительских возможностей струнного
инструмента;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений,
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
17

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности,

выполнению

анализа

исполняемых

произведений,

владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
-

наличие

музыкальной

памяти,

развитого

мелодического,

ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве
солиста.


Ансамбль:
- сформированный комплекс умений и навыков в области

коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий
демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и
реализацию исполнительского замысла;
– знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений,
созданных

для

различных

камерно-инструментальных

составов)

из

произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее
формированию способности к коллективному творческому исполнительству;
– знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи
барокко, в том числе сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма,
русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
–

навыки

ансамблевого

по

решению

исполнительства,

музыкально-исполнительских
обусловленные

задач

художественным

содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального
произведения.
Фортепиано:
- знание инструментальных и художественных особенностей и
возможностей фортепиано;
18

– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными
композиторами;
– владение основными видами фортепианной техники, использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу
Хоровой класс:
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых
особенностей

хоровых

партитур,

художественно-исполнительских

возможностей хорового коллектива;


- знание профессиональной терминологии;



- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с

помощью органического сочетания слова и музыки;


- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том

числе

отражающие

взаимоотношения

между

солистом

и

хоровым

коллективом;


- сформированные практические навыки исполнения авторских,

народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;


- наличие практических навыков исполнения партий в составе

вокального ансамбля и хорового коллектива.


Сольфеджио:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий
наличие

у

обучающегося

звуковысотного

художественного

музыкального

слуха

и

вкуса,
памяти,

сформированного
чувства

лада,

метроритма,знания музыкальных стилей, способствующих творческой
самостоятельности, в том числе:
 первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной
музыкальной терминологии;
19

 умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать
аккордовые и интервальные цепочки;
 умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
 умение импровизировать на заданные музыкальные темы или
ритмические построения;
 навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на
инструменте, запись по слуху и т.п.).


Слушание музыки:

- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее
основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах,
исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;


- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе

восприятия музыкального произведения


- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от

прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с
фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов
искусств.


Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в
системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;


-

знание

творческих

биографий

зарубежных

и

отечественных

композиторов согласно программным требованиям;


- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных

произведений зарубежных и отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;


- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический

материал пройденных музыкальных произведений;
20



- навыки теоретического анализа музыкального произведения – формы,

стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических,
ладовых особенностей;


- знание основных исторических периодов развития зарубежного и

отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительным, театральным, киноискусством, литературой),
основных стилистических направлений, жанров;


- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков

музыки;


- знание профессиональной музыкальной терминологии;



- сформированные основы эстетических взглядов, художественного

вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;


- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о

творчестве композиторов;


- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного

музыкального произведения;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать
его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи
с другими видами искусств.
 Элементарная теория музыки:
– знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд,
лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
– первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения
музыкального материала;
– умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с
объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального
произведения;
– наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки
зрения

ладовой

системы,

особенностей

звукоряда

(использования
21

диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного
изложения материала (типов фактур).

22

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

Зачеты,
контрольные
уроки

3
4257,55194,51

4

5

6

7

8

ПО.01.

Обязательная часть
Музыкальное исполнительство
Специальность 3)

1777

1185

ПО.01.УП.02

Ансамбль4)

412,5

247,5

ПО.01.УП.03

Фортепиано

594

396

147

49

1135

477

658

641,5

263

378,5

ПО.01.УП.04
ПО.02.
ПО.02.УП.01

Хоровой класс

4)

Теория и история музыки
Сольфеджио

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс

9

10

11

12

13

14

15

16

17

32

Количество недель аудиторных занятий
33
33
33
33
33
33
33

1903-2675,5
1903
1053

ПО.01.УП.01

592
165
198
98

Распределение по годам обучения

1-й класс

4257,5
2930,5

2354,52519
2354,5
1877,5

)

Промежуточна
я аттестация
(по
полугодиям)2)

Аудиторные
занятия
(в часах)

Экзамены

Структура и объем ОП

Индивидуальные
занятия

2

Мелкогрупповые
занятия

1

Групповые занятия

Наименование частей, предметных
областей, разделов и учебных
предметов

Самост.
работа

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Макси
мальна
я
учебна
я
нагруз
ка
Трудоемкость в
часах

Срок обучения – 8 лет

Недельная нагрузка в часах
1,3,5…
-15

2,4,
6…
-14



2

8,10…16
8-16



6
2,4…
-

2

12

1

1

1

1

1,5

1,5

2

2,5

2,5

2,5

2,5





1

1

1









1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

23

ПО.02.УП.02

Слушание музыки
Музыкальная литература
ПО.02.УП.03
(зарубежная, отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным
областям:

147

49

98

10,14,1
5
6

346,5

165

181,5

9-13,15

4065,5

2354,5

Вариативная часть

В.01.УП.01

Сольфеджио

В.02.УП.02

Ритмика

В.03.УП.03

Коллективное музицирование

В.04.УП.04

Ансамбль

147,5

В.05.УП.05
Элементарная теория музыки
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной
части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов:
К.03.00.
Консультации5)
Специальность
К.03.01.
К.03.02.

7,5

1711

10

10,5



6

17,5

17,5

18,5

19












0,5

0,5

0,5

3

9

2,4…
10,14,1
5
10

164
330

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1





















147

49

98

2,4,6

1

66

33

33

16



10-16
1

1

2483,5

8

8

9,5

9,5

11,5

10,5

10,5

12

2483,5

11
,5

12

15,5

18

23,5

23,5

26

27

45

9
Годовая нагрузка в часах

192
62

К.03.04.
К.03.05.

Сводный хор4)

60

К.03.06.

Коллективное

32

1,5

7

-

-

1

7

82,5

192

1

7

147,
5

2519

1



412,5

5002,5

1


772,5

Сольфеджио
Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль4)

К.03.03

14
5,5

164,5

164
4)

1

5

37
937



1711

Количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов по двум предметным областям:
В.00.



6

8
2

8
4

8
4

8
4

10

2



2

4

8

2



2

2

8



8

8

8



8

8

20

4

8
2

8

8
2

8

8
2

8

24

музицирование4)
А.04.00.

Аттестация

ПА.04.01.

Промежуточная (экзаменационная)

7

ИА.04.02.

Итоговая аттестация

2

Специальность

1

ИА.04.02.01.
ИА.04.02.02.

Сольфеджио
Музыкальная литература
ИА.04.02.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени5)
1.

2.

3.

4.

5.

Годовой объем в неделях
1

1

1

1

1

1

1

2

0,5
0,5
1

8

1

1

1

1

1

1

1

В общей трудоемкости ОП на выбор ДМШ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). Объем времени
на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий вариативной
части, поскольку ряд учебных предметов вариативной части не требуют затрат на самостоятельную работу (например «Ритмика»). При формировании ДМШ
вариативной части ОП, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий учитываются исторические, национальные и региональные традиции
подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников и
наличие материально-технической базы школы, для проведения соответствующей дисциплины.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера
учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее»
(например «1,3,5… 15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9–12» – и четные и нечетные полугодия с 9-го по 12-й). В случае окончания
изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство
об окончании ДМШ. Также контроль знаний проходит и каждую четверть и учащийся получает оценку знаний.
По предмету «Специальность» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические зачеты, зачеты или контрольные уроки по
самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа. Часы для концертмейстера предусматриваются по учебному предмету
«Специальность» в объеме от 50 до 100% аудиторного времени.
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному хору» не менее 80% от
аудиторного времени; по учебному предмету «Ритмика» – до 100% аудиторного времени; по учебному предмету «Коллективное музицирование» и консультациям
«Коллективное музицирование» – до 100% аудиторного времени; по учебному предмету и консультациям «Ансамбль» – от 60% до 100% аудиторного времени в
случае отсутствия обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства. В случае отсутствия реализации данного учебного предмета, часы,
предусмотренные на консультации «Сводный хор», используются по усмотрению ДМШ на консультации по другим учебным предметам.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по
усмотрению ДМШ Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся
рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени
можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану

25

При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек; мелкогрупповые
занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2. При реализации учебного предмета «Хоровой класс» и консультаций «Сводный хор» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в
области музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор
из обучающихся 2-4-х классов; хор из обучающихся 5-8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых
групп.
3. Учебный предмет «Оркестровый класс» и консультации «Оркестр» предполагают учебные занятия по камерному и/или симфоническому оркестру. В
случае необходимости учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами (в качестве концертмейстеров), но не более чем на
25% от необходимого состава учебного коллектива (камерного или симфонического оркестра).
4. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения
определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего
образования. По учебным предметам обязательной части, а также ряду учебных предметов вариативной части объем самостоятельной нагрузки
обучающихся в неделю планируется следующим образом:
«Специальность» – 1-2 классы – по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6 классы – по 5 часов; 7-8 классы – по 6 часов; «Ансамбль» – 1,5 часа; «Оркестровый
класс» – 0,5 часа; «Фортепиано» – 2 часа; «Хоровой класс» – 0,5 часа; «Сольфеджио» – 1 час; «Слушание музыки» – 0,5 часа; «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)» – 1 час.
1.

26

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

ПО.01.
ПО.01.УП.01
ПО.01.УП.02
ПО.02.
ПО.02.УП.01

Зачеты, контрольные
уроки по полугодиям

Экзамены по
полугодиям

6

7

8

9

3

4

Структура и объем ОП

694-7931)

363-379,5

331-413,5

Обязательная часть

694

363

331

Музыкальное исполнительство

429

264

297

198

132

66

231

99

82,5

33

82,5
66

Специальность
Ансамбль

2)

2)

Теория и история музыки

Сольфеджио
Музыкальная литература
ПО.02.УП.02
(зарубежная, отечественная)
ПО.02.УП.03
Элементарная теория музыки
Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным
областям:
Количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов
В.00.
Вариативная часть

660

66

10
11
Количество недель
аудиторных занятий
16
17
Недельная нагрузка в
часах

99
17

3

3

18



2

49,5

17

1,5

1,5

33

49,5

17

1,5

1,5

33

33

17,18

1

1

297



9

297



19,5

363

99
66
-

132

-

6
99

2-е полугодие

Индивидуальные
занятия

5

2

Распределение по
учебным полугодиям
1-е полугодие

Мелкогрупповые
занятия

Аудиторные занятия
(в часах)

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)

Групповые
занятия

1

Самост.
работа
Трудоемкость в
часах

Наименование частей, предметных
областей, разделов и учебных
предметов

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальна
я учебная
нагрузка

16,5

82,5

-




27

В.01.УП.01

Сольфеджио

16,5
3)

В.02.УП.02
Оркестровый класс
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной
части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов:
К.03.00.
К.03.01.
К.03.02.

Консультации4)

К.03.04.
К.03.05.

Оркестровый класс3)

А.04.00.
ИА.04.01.
ИА.04.01.01.
ИА.04.01.02.

2)

3)

0,5

0,5

66

18



2

379,5

11,5

11,5

379,5

23

23

379,5

8
34

-

-

4

Годовая нагрузка в
часах
8
4

4

4

2

2

34
8

8

Аттестация

Итоговая аттестация
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная литература
ИА.04.01.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени4)
1)

759

16,5

18

Специальность
Сольфеджио
Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль

К.03.03

82,5

16,5

8
Годовой объем в неделях

2
1
0,5

2

0,5
1

1

В общей трудоемкости ОП на выбор ДМШ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). Объем времени
на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий вариативной
части, поскольку ряд учебных предметов вариативной части не требуют затрат на самостоятельную работу (например «Ритмика»). При формировании ДМШ
вариативной части ОП, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий учитываются исторические, национальные и региональные традиции
подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников и
наличие материально-технической базы школы, для проведения соответствующей дисциплины.
Часы для концертмейстера предусматриваются по учебному предмету «Специальность» в объеме от 50 до 100% аудиторного времени. К реализации учебного
предмета «Ансамбль» могут привлекаться как обучающиеся по ОП «Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты», так и педагогические работники ДМШ
(преподаватели, концертмейстеры). В случае привлечения к реализации данного учебного предмета работников ДМШ планируются концертмейстерские часы в
объеме до 100% аудиторного времени.
Учебный предмет «Оркестровый класс» может проходить как в форме камерного оркестра, так и симфонического. В случае необходимости учебные коллективы
могут доукомплектовываться приглашенными артистами (в качестве концертмейстеров), но не более чем на 25% от необходимого состава учебного коллектива

28

4)

(камерного или симфонического). По учебному предмету «Оркестровый класс» и консультациям «Оркестр» планируются концертмейстерские часы в объеме не
менее 80% аудиторного времени. В случае отсутствия реализации данного учебного предмета, часы, предусмотренные на консультации «Оркестр», используются
по усмотрению ДМШ на консультации по другим учебным предметам.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по
усмотрению учебного заведения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся
рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. По учебным предметам,
выносимым на итоговую аттестацию, проводить консультации рекомендуется в счет резерва учебного времени.
Примечание к учебному плану

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется
с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования. По учебным предметам
обязательной части, а также ряду учебных предметов вариативной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:
«Специальность» – 6 часов в неделю; «Ансамбль» – 1,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1
час в неделю; «Элементарная теория музыки» – 1 час в неделю; «Оркестровый класс» – 0,5 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю.

29

IV. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Графики

образовательного

процесса

дополнительной

предпрофессиональной программы в области музыкального искусства
«Струнные инструменты» разработаны Школой на основании ФГТ.
Графики

образовательного

процесса

определяют

организацию

образовательной деятельности и отражает: срок реализации ОП «Струнные
инструменты», бюджет времени образовательного процесса (в неделях),
предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, а также
сводные данные по бюджету времени.
В Школе учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки,
установленные графиком образовательного процесса.
Продолжительность учебного года с первого класса по класс,
предшествующий выпускному классу, составляет 39 недель, в выпускных
классах – 40 недель; продолжительность учебных занятий в первом классе
составляет 32 недели, со второго класса 33 недели. В учебном году
предусматриваются каникулы объемом не менее 4 недель, в первом классе
для обучающихся устанавливаются дополнительные недельные каникулы;
летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением
последнего года обучения; осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в
сроки,

предусмотренные

программ

начального

при

общего

реализации
и

основных

основного

общего

образовательных
образования

в

общеобразовательных организациях.
Резерв учебного времени может использоваться Школой как на
подготовку

обучающихся

к

промежуточной

(экзаменационной)

аттестации, так и на проведение консультаций.

30

V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
Индекс

Дополнительная предпрофессиональная программа

предметных
областей,
разделов

и

учебных
предметов
Струнные инструменты
ПО.01.

Музыкальное исполнительство

ПО.01.УП.01.

Специальность (скрипка)

ПО.01.УП.01.

Специальность (виолончель)

ПО.01.УП.02.

Ансамбль

ПО.01. УП.03. Фортепиано
ПО.01.УП.04.

Хоровой класс

ПО.02.

Теория и история музыки

ПО.02.УП.01.

Сольфеджио

ПО.02.УП.02.

Слушание музыки

ПО.02.УП.03.

Музыкальная литература

ПО.02. П.04

Элементарная теория музыки

В.04

Вариативная часть

В.04. УП. 02

Оркестровый класс

Обязательная часть ДПП «Струнные инструменты» определена
учебным планом в соответствии с ФГТ.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки учащихся, определяемой содержанием обязательной части ОП,
получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные
предметы вариативной части определяются МБУ ДО «ДМШ №10»
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый
31

МБУ ДО «ДМШ №10»

на занятия обучающихся с присутствием

преподавателя, может составлять до 40 процентов от объема времени
предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные
занятия.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной
частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу
обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по
каждому

учебному

предмету

определяется

с

учетом

сложившихся

педагогических традиций и методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен
превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем
учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю
(без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации,
затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия
обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях
Школы).
Реализация программы «Струнные инструменты» обеспечивается
консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению МБУ ДО «ДМШ №10».
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного

времени.

самостоятельную

Резерв

работу

учебного

обучающихся

времени
и

используется

методическую

на

работу

преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после
окончания

промежуточной

аттестации

(экзаменационной)

с

целью

обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних
каникул.
Реализация

минимума

содержания

дополнительной

предпрофессиональной программы в области музыкального искусства
32

«Струнные инструменты» предусматривает проведение учебных занятий в
различных формах и форматах образовательной деятельности.
Изучение

учебных

предметов

учебного

плана

и

проведение

консультаций осуществляется как в форме индивидуальных занятий, так и в
форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по
ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек) и групповых занятий
(численностью от 11 человек).
Учащиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и
приступившие

к

освоению

дополнительной

предпрофессиональной

программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» со
второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение
программы «Струнные инструменты» по индивидуальному учебному плану.
В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление учащихся не
предусмотрено.
Изучение учебного предмета «Хоровой класс» обеспечивается на базе
учебного хора. Хоровые учебные коллективы подразделяются на младший
хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Предполагается участие
хоровых учебных коллективов в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности школы, района, города.
VI. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Система

оценок

в

рамках

итоговой

аттестации

предполагает

пятибалльную шкалу в абсолютном значении:
«5» - отлично;
«4» - хорошо;
«3» - удовлетворительно;
«2» - неудовлетворительно.
В предметной области музыкального исполнительства:
 Оценка «5» («отлично»):
33

- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в
соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами
исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
 Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене;
-

грамотное

понимание

формообразования

произведения,

музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
 Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного
осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
-

ограниченное

понимание

динамических,

аппликатурных,

технологических задач;
34

- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
 Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
В области теории и истории музыки, сольфеджио
 Оценка «5» («отлично»):
-

вокально-интонационные

ритмическая

точность,

навыки:

синтаксическая

чистота

интонации,

осмысленность

фразировки,

выразительность исполнения, владение навыками пения с листа;
-

ритмические

навыки:

владение

навыками

вычленения,

осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых
произведениях;
-

слуховой анализ и музыкальный диктант: владение навыками

осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений
и отдельных элементов музыкальной речи, владение навыками записи
прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных
элементов музыкальной речи;
-

творческие

навыки:

умение

самостоятельно

применять

полученные знания и умения в творческой деятельности;
-

теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной

теории музыки в соответствии с программными требованиями.
 Оценка «4» («хорошо»):
- вокально-интонационные

навыки:
35

 не достаточно
 не

чистая

достаточная

интонация;

ритмическая

точность,

синтаксическая

осмысленность фразировки;
 выразительность исполнения;
 не достаточное владение навыками пения с листа;
-

ритмические навыки:
 владение навыками вычленения, осмысления и исполнения

метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
-

слуховой анализ и музыкальный диктант:
 владение

навыками

осмысленного

слухового

восприятия

законченных музыкальных построений и отдельных элементов
музыкальной речи;
 не достаточное владение навыками записи прослушанных
ритмических и мелодических построений и отдельных элементов
музыкальной речи;
-

творческие навыки:
 умение самостоятельно применять полученные знания и умения
в творческой деятельности;

- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной
теории музыки в соответствии с программными требованиями.
 Оценка «3» («удовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:
 не точная интонация;
 не

достаточная

ритмическая

точность,

синтаксическая

осмысленность фразировки;
 не достаточная выразительность исполнения;
 слабое владение навыками пения с листа;
-

ритмические навыки:

36

 слабое владение навыками вычленения, осмысления и
исполнения метроритмических соотношений в изучаемых
произведениях;
-

слуховой анализ и музыкальный диктант:
 слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия
законченных музыкальных построений и отдельных элементов
музыкальной речи;
 слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной
речи;

-

творческие навыки:
 не умение самостоятельно применять полученные знания и
умения в творческой деятельности;

-

теоретические знания по музыкальной грамоте и

элементарной теории музыки в соответствии с программными
требованиями.
 Оценка «2» («неудовлетворительно»):
-

вокально-интонационные навыки:
 не точная интонация, ритмическая неточность, отсутствие
синтаксической осмысленности фразировки;
 не выразительное исполнение;
 не владение навыками пения с листа;

-

ритмические навыки:
 не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;

-

слуховой анализ и музыкальный диктант:
 не владение навыками осмысленного слухового восприятия
законченных музыкальных построений и отдельных элементов
музыкальной речи;
37

 не владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной
речи;
творческие навыки:

-

 неумение самостоятельно применять полученные знания и
умения в творческой деятельности;
не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной

-

грамоте и элементарной теории музыки программным требованиям.
В области музыкальной литературы, слушания музыки:
 Оценка «5» («отлично»):
знание музыкального, исторического и теоретического

-

материала на уровне требований программы;
-

владение музыкальной терминологией;

-

умение охарактеризовать содержание и выразительные средства

музыки.
 Оценка «4» («хорошо»):
знание музыкального, исторического и теоретического

-

материала на уровне требований программы;
-

владение музыкальной терминологией;

-

не достаточное умение охарактеризовать содержание и

выразительные средства музыки.
 Оценка «3» («удовлетворительно»):
не полные знания музыкального, исторического и теоретического

материала;
-

не уверенное владение музыкальной терминологией;

-

слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные

средства музыки.
 Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- не знание музыкального, исторического и теоретического
материала на уровне требований программы;
38

-

не владение музыкальной терминологией;

-

неумение

охарактеризовать

содержание

и

выразительные

средства музыки.

VII. ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНО
- ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная программа «Струнные инструменты» включает в себя
Программу

культурно-просветительской

деятельности,

Программу

творческой деятельности, Программу методической деятельности.
Федеральные государственные требования стандартизируют работу
детской школы искусств в 4-направлениях

– это образовательная,

методическая, творческая и культурно-просветительская деятельность.
Данные виды деятельности направлены на создание условий для достижения
целей и выполнение задач образовательной программы.
В Уставе МБУ ДО «ДМШ №10» указываются виды деятельности
ДШИ,

в

том

числе

непосредственно

связанные

с

реализацией

образовательных программ в области искусств (образовательная, творческая,
культурно-просветительская, методическая), структура управления ДМШ,
особенности

организации

образовательного

процесса

по

предпрофессиональным и общеразвивающим программам.
В учебных планах ДПП данное требование отражено в объеме часов,
предусмотренных

на

культурно-просветительскую

деятельность

обучающихся, при освоении образовательной программы по направлению
«Струнные инструменты».
Культурно-просветительская деятельность направлена на творческое,
эстетическое развитие, духовно-нравственное воспитание обучающегося –
основы

для

приобретения

им

опыта

исполнительской

практики,
39

самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального
искусства.
Вовлечение детей в концертно-выставочную деятельность стимулирует
учебу, усиливает интерес к творческой жизни в школе, а для родителей это
мотивация к определению ребенка к выбору профессии.
Культурно-просветительская деятельность это досуговая деятельность
и связана, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры
обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности.
Цель программы:
 формирование

музыкального

кругозора,

эмоционально-

ценностного отношения к творчеству, исполнительских умений и
навыков
необходимых

культурно-просветительской
для

успешного

освоения

деятельности,
образовательной

программы в сфере музыкального искусства.
Задачи программы:
 формирование

культурно-просветительской

среды

для

обучающихся и родителей,
 разработка и реализация культурно-просветительских программ
и арт-проектов для различных социальных групп,
 популяризация художественных знаний в широких слоях
общества,
 организация и проведение культурно-массовых мероприятий в
культурном пространстве школы, района, города.
Культурно-просветительская программа включает участие в концертах,
проектах и посещение обучающимися учреждений и организаций культуры
(филармонии, выставочных залов, музеев, образовательных учреждений
НПО и др.). культурно-просветительской деятельности:
 сформированная культурно-просветительская среда для обучающихся
и родителей;
40

 успешная реализация культурно-просветительских программ и артпроектов для различных социальных групп;
 расширение

числа

участников

и

зрителей

культурно-массовых

мероприятий, арт-проектов, концертов;
 осмысление детьми культуры как ценности, его значимости для
саморазвития и самореализации личности;
 осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и
способов их реализации в свободное от учебы время;
 приобретение детьми практических навыков организации и участия в
культурно-массовых

мероприятиях,

арт-проектах,

умений

содержательно и разнообразно проводить свободное время;
 освоение детьми основных форм коммуникаций, основ зрительской
культуры;
 повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во
взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
 сохранение

и

формирование

традиций

образовательного

учреждения,развитие инноваций.
Программа творческой деятельности направлена на творческое,
эстетическое развитие, духовно-нравственное воспитание обучающегося –
основы

для

приобретения

им

опыта

исполнительской

практики,

самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального
искусства.
Вовлечение

детей

в

конкурсно-фестивальную

деятельность

стимулирует интерес к учебе, формирует исполнительские компетенции
учащегося, усиливает мотивацию в выборе профессии.
Творческая деятельность связана, прежде всего, с созданием условий
для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой
индивидуальности.
Цель программы:
41

 создание условий для поддержки и продвижения одарённых детей,
развитие их интеллектуальных и творческих способностей в области
музыкального искусства через участие в различных формах творческих
мероприятий. Формирование исполнительских умений и навыков
творческой деятельности, необходимых для успешного освоения
образовательной

программы

в

сфере

музыкального

искусства,

расширение музыкального кругозора, воспитание эмоциональноценностного отношения к творчеству.
Задачи:
 организация творческой деятельности обучающихся через проведение
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад,

концертов,

творческих

вечеров,

театрализованных

представлений и др.);
 формирование устойчивого интереса обучающихся к творческой
деятельности;
 формирование опыта творческого общения и навыков творческой
деятельности, развитие специальных компетенций обучающихся ДШИ
в области исполнительского искусства,
 пробуждение у детей интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности, воспитание потребности к самореализации
через исполнительскую деятельность;
 построение

содержания

творческой

программы

ОУ

с

учетом

индивидуального развития детей;
 организация эффективной самостоятельной работы обучающихся при
поддержке

педагогических

работников

и

родителей

(законных

представителей);
 воспитание творчески мобильной личности, умеющей находить
соответствующее своим профессиональным качествам место в быстро
меняющемся мире;
42

 планирование,

структурирование

и

оптимизация

конкурсно-

фестивальной деятельности ДШИ.
С целью

реализации

творческой

и

культурно-просветительской

деятельности в ДШИ создаются учебные творческие коллективы (ансамбли,
вокальные группы). Деятельность коллективов регулируется локальными
актами ДШИ и осуществляется в рамках как учебного, так и внеучебного
времени.
Профессиональная направленность образования в ДШИ предполагает
организацию

творческой

деятельности

путём

проведение

конкурсов,

фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров,
выставок,

театрализованных

представлений.

Учащиеся

ДШИ

имеют

возможность выступлений во всех мероприятиях, проводимых в системе
художественного образования.
Планируемые результаты реализации творческой программы ОУ
1. Развитие специальных компетенций обучающихся ДШИ в области
исполнительского искусства:
 Повышенный уровень знаний:
- знание

различных

исполнительских

интерпретаций

музыкальных

произведений;
- знание

художественно-исполнительских

возможностей

инструмента;
 Сформированные умения:
-

умение умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле

на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми
особенностями;
- умение сценического воплощения музыкального произведения;
 Устойчивые навыки:
- навыки публичных выступлений;
43

- навыки

и

умения

управлять

процессом

исполнения

музыкального

произведения;
- наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в
качестве солиста или участника ансамбля.
 Личностные качества обучающихся:
- наличие творческой инициативы и мотивации на продуктивную
художественно-творческую деятельность;
- владение

методами

и

приемами

современных

коммуникаций,

сотрудничества и социального взаимодействия в проектной деятельности.
2. Планирование, структурирование и оптимизация конкурсно-фестивальной
деятельности ДМШ.
3. Выявление одаренных детей в области того или иного искусства и их
подготовка к возможному освоению образовательных программ среднего и
высшего профессионального образования соответствующего профиля.
Одним из условий готовности образовательного учреждения к
введению ФГТ дополнительного образования является создание системы
методической

работы,

обеспечивающей

сопровождение

деятельности

педагогов на всех этапах реализации требований ФГТ.
Методическая программа ДМШ направлена на непрерывность
профессионального совершенствования педагогических работников.
В рамках методической программы работники ДМШ в пределах
имеющихся

финансовых

возможностей

осваивают

дополнительные

профессиональные ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в
три

года

в

учреждениях,

имеющих

лицензию

на

осуществление

образовательной деятельности. Педагоги школы активно участвуют в
городских методических семинарах и мастер-классах.
Педагогические работники ДМШ осуществляют методическую работу:
разрабатывают учебные программы по преподаваемым ими предметам в
рамках образовательной программы в области соответствующей области
искусств, а также учебно-методическое обеспечение;

используют в
44

образовательном процессе образовательные технологии, основанные на
лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а
также современном уровне его развития.
Ожидаемый
профессиональная

результат повышения квалификации
готовность

работников

Школы

–
к

реализации

предпрофессиональных образовательных программ на основе ФГТ:
 обеспечение оптимального вхождения педагогов Школы в систему
требований и ценностей современного художественного образования;
 освоение новой системы требований к структуре образовательной
программы «Струнные инструменты», результатам её освоения и условиям
реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности
обучающихся;
 овладение учебно-методическими и информационно-методическими
ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ОП «Струнные
инструменты» на основе ФГТ.
Концертно-просветительская, методическая, творческая программы и
мероприятия ДПП «Струнные инструменты» интегрированы в программы
концертно-просветительской, методической и творческой деятельности
школы .

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».