ПО.01. УП.01. Специальность. Флейта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №10 им. А.И. ХАЧАТУРЯНА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область ПО.01.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

программа по учебному предмету
ПО.01. УП.01.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(ФЛЕЙТА)

Прокопьевск
2020

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МАУ ДО «ДШИ №10 им. А.И.
Хачатуряна»
«28» августа 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ДО «ДШИ №10
им.А.И. Хачатуряна »
_______________ А.Н. Мясоедов
«28» августа 2020 г.

Программа учебного предмета «Специальность (Флейта)» разработана
на основе Федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Организация-разработчик:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №10 им. А.И. Хачатуряна»
Разработчик:
Болдырева Лариса Григорьевна, преподаватель по классу духовых
инструментов
Рецензенты:
Дубинин Евгений Тихонович, преподаватель по классу духовых
инструментов ГПОУ «Прокопьевский колледж искусств»
Миронова Юлия Евгеньевна,
им. А.И. Хачатуряна»

методист

МАУ

ДО

«ДШИ

№10

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента
«флейта», далее – «Специальность (флейта)», разработана на основе и с
учетом

федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный

предмет

«Специальность

(флейта)»

направлен

на

приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на флейте,
получение ими художественного образования, а также на эстетическое
воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление

одаренных

детей

в

раннем

возрасте

позволяет

целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества,
необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа
рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности,
умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать
объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с
преподавателем.
Срок реализации учебного предмета «Специальность (флейта)» для
детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в
возрасте:
– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные

профессиональные

образовательные

программы

в

области

музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы
на реализацию учебного предмета «Специальность (флейта)»:

Таблица 1
Срок обучения
8 лет
Количество
559
часов на аудиторные занятия
Количество
часов
на
757
внеаудиторную (самостоятельную)
работу
Максимальная учебная нагрузка
1316

9 лет
641,5

5 лет
363

6 лет
445,5

889

561

693

1530,5

924

1138,5

Консультации

34

20

24

30

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
продолжительность урока в первом классе 8(9) срока обучения - 40 минут; со
второго по девятый класс 8(9) срока обучения и с первого по шестой класс
5(6) срока обучения – 45 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать
ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоциональнопсихологические особенности.
Цель учебного предмета:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на
основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих
воспринимать, осваивать и исполнять на флейте произведения различных
жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а так же
выявление

наиболее

одаренных

детей

в

области

музыкального

исполнительства на флейте и подготовки их к дальнейшему поступлению
в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы
среднего профессионального образования в области искусств.
Задачи учебного предмета:
•

развитие

интереса

и

любви

к

классической

музыке

и

музыкальному творчеству;
•

развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма,

эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

•

освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для

музыкального исполнительства на флейте;
•

овладение основными исполнительскими навыками игры на

флейте, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения
соло и в ансамбле;
•

развитие исполнительской техники как необходимого средства

для реализации художественного замысла композитора;
•

обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным

материалом, чтение с листа нетрудного текста;
•

приобретение

детьми

опыта

творческой

деятельности

и

публичных выступлений;
•

формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной

мотивации к продолжению профессионального обучения.
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета»
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
•

словесный (рассказ, беседа, объяснение);

•

наглядный (наблюдение, демонстрация);

•

практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Материально-техническая база школы

соответствует санитарным и

противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные

аудитории

«Специальность (флейта)»

для

занятий

по

учебному

предмету

имеют площадь не менее 9 кв. м и

звукоизоляцию. В школе созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Сведения о затратах учебного времени.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного

предмета

самостоятельные

«Специальность

занятия,

(флейта)»,

максимальную

на

нагрузку

аудиторные,
обучающихся,

консультации и занятия с концертмейстером:
Срок обучения - 8 (9) лет
Таблица 2
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Продолжительность
32
33
33
33
33
33
33
33
33
учебных занятий (в
нед.)
Количество часов на 2
2
2
2
2
2
2,5 2,5 2,5
аудиторные занятия в
неделю
Общее количество
64
66
66
66
66
66 82,5 82,5 82,5
часов на аудиторные
занятия по годам
Общее
количество
559
82,5
часов
на аудиторные занятия
на
весь
период
641,5
обучения
Количество часов на 2
2
2
3
3
3
4
4
4
внеаудиторные
(самостоятельные)
занятия
в неделю
Общее
количество
6
6
6
9
9
9
1
1
1
часов
4
6
6
9
9
9
32
32
32
на
внеаудиторные
(самостоятельные)
занятия
по годам
Общее
количество 757
132

часов
на
внеаудиторные
(самостоятельные
889
занятия)
на
весь
период
обучения
4
4
Максимальное
количество
часов
занятий в неделю
Общее максимальное 128 132
количество часов по
годам
Общее максимальное 1316
количество часов на
весь период обучения
1530,5
2
4
Консультации
(количество часов в
год)
Общее
количество 30
часов консультаций на
весь период обучения 34

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

132

165

165

165

214, 214,5 214,5
5
214,5

4

4

4

4

4

4

4

4

Срок обучения - 5 (6) лет
Таблица 3
Распределение по годам обучения
1
2
3
4
5
учебных 33
33
33
33
33

Класс
Продолжительность
занятий
(в нед.)
Количество
часов
на 2
аудиторные занятия в неделю
Общее количество часов на 66
аудиторные занятия по годам
Общее
количество
часов 363
на аудиторные занятия на весь
период обучения
445,5

6
33

2

2

2,5

2,5

2,5

66

66

82,5

82,5

82,5
82,5

Количество
часов
на 3
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия в
неделю
Общее количество часов на 99
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия по
годам
Общее количество часов на 561
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия на 693
весь период обучения
5
Максимальное
количество часов занятий в
неделю
Общее
максимальное 165
количество часов по годам
Общее
максимальное 924
количество часов на весь
период обучения
1138,5

3

3

4

4

4

99

99

132

132

132

Консультации
(количество 4
часов в год)
Общее
количество
часов 20
консультаций на весь период
обучения
24

4

132

5

5

6,5

6,5

6,5

165

165

214,5

214,5

214,5
214,5

4

4

4

4
4

Консультации по учебному предмету «Специальность (флейта)»
проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачетам,

экзаменам,

концертам,

творческим

конкурсам

и

другим

мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет
резерва учебного времени.
Для

реализации

учебного

предмета

«Специальность

(флейта)»

необходимы концертмейстерские часы в следующем объеме:
Срок обучения - 8 (9) лет
Таблица 4
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
7
Количество часов на 1
1
1
1
1,5 1,5 1,5
занятия с
концертмейстером
в
неделю
Консультации
2
4
4
4
4
4
4
(количество часов в
год)

8
2

9
2

4

4

Срок обучения – 5 (6) лет
Таблица 5
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
Количество аудиторных часов 1
1
1,5
1,5
2
на занятия с концертмейстером
в неделю
Консультации
(количество 4
4
4
4
4
часов в год)

6
2

4

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
необходимый для освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры

(филармоний, театров, концертных

залов, музеев и др.);
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
2. Годовые требования по классам.
Срок обучения 8 (9) лет
Первый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 2 часа в год
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на
флейте по восьмилетнему учебному плану, в первых двух классах
рекомендуется обучение на блокфлейте (продольной или поперечной), или на
флейте-пикколо. Знакомство с инструментом. Основы и особенности
дыхания при игре на блокфлейте и флейте-пикколо, звукоизвлечение,
артикуляция. Мажорные и минорные гаммы в тональностях с одним
знаком. Трезвучия в медленном темпе. Легкие упражнения и пьесы.
В первом полугодии в рамках текущей аттестации обучающихся
запланирован контрольный урок, во втором – прослушивание в февралемарте и переводной зачет в виде академического концерта в конце учебного
года (2 разнохарактерных произведения).
Примерный репертуарный список.
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I. М., 2007
Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002
Пьесы:
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»
Чешская народная песня «Аннушка»
Моцарт В. Аллегретто
Чешская народная песня «Пастушок»
Витлин В. Кошечка
Пушечников И., - Крейн М. Колыбельная песня
Кабалевский Д. Про Петю
Моцарт В. Вальс
Русская народная песня «Как под горкой»
Беларусская народная песня «Перепелочка»
Бетховен Л. Сурок
Дунаевский И. Колыбельная
Красев М. Топ-топ
Бах Й. С. Песня
Кабалевский Д. Маленькая полька
Моцарт В. Аллегретто
Перселл Г. Ария
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Белорусская народная песня «Перепёлочка»
Чешская народная песня «Пастушок»
2 вариант
И. Дунаевский Колыбельная
Чешская народная песня «Аннушка»

Второй класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
Продолжение

работы

над

постановкой

дыхания,

рациональной

постановкой корпуса, рук, головы. Расширение игрового диапазона.
Ознакомление

с

настройкой

инструмента.

Изучение

музыкальной

терминологии.
За учебный год учащийся должен выучить мажорные и минорные
гаммы до двух знаков включительно. Арпеджио. Трезвучия (в умеренном
темпе). 10-15 этюдов средней трудности (по нотам). Пьесы. Развитие навыков
чтения с листа.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в
первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом
полугодии (2 разнохарактерных произведения), переводной зачет в виде
академического концерта в конце учебного года (2 разнохарактерных
произведения).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)
Пьесы
Бах И.С. Менуэт
Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан»
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Шуман Р. Веселый крестьянин из «Альбома для юношества»

Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества»
Гендель Г. Бурре
Гайдн Й. Серенада
Чайковский П. Сладкая греза из «Детского альбома»
Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)
Шапорин Ю. Колыбельная
Чайковский П. Итальянская песенка
Бах И.С. Менуэт
Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассо континуо
Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2
Люлли Ж. Песенка
Телеман Г. Ария из Партиты для блокфлейты и бассо континуо
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества».
Гендель Г. Бурре
2 вариант
Шапорин Ю. Колыбельная
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
Требования к техническому зачету:
1. Знание пройденных гамм, арпеджио (деташе и легато)
2. Исполнение 2х разнохарактерных этюдов (по выбору преподавателя)
3. Чтение с листа
4. Знание музыкальных терминов

Третий класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
Перевод учащегося с блокфлейты или флейты-пикколо

на большую

флейту. Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания
(в том числе упражнения, направленные на развитие грудобрюшного типа
дыхания), техникой языка, извлечением звука (правильное расположение
отверстия головки флейты относительно губ и формирование струи воздуха),
изучение аппликатуры.
Гаммы Фа и Соль мажор, ми и ре минор. Гаммы исполняются штрихами
деташе и легато. 6-8 этюдов (по нотам). 8-10 пьес.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в
первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом
полугодии (2 разнохарактерных произведения), переводной зачет в виде
академического концерта в конце учебного года (2 разнохарактерных
произведения).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост.
Ю.Должиков). - М., 1989
Пьесы:
Русские народные песни:
«Во поле берёза стояла»,
«Я на камушке сижу»,
« Заинька, попляши»,
« В зеленом саду»,
«Лисичка»

Шуберт Ф. Романс
Шуман Р. Пьеска
Лысенко Н. Колыбельная
Шостакович Д. Хороший день
Глинка М. Жаворонок
Моцарт В. А. Менуэт
Глюк К. В. Танец
Гречанинов А. Вальс
Бетховен Л. Немецкий танец
Цыбин В. Листок из альбома
Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка»
Гедике А. Танец
Бах Й. С. Менуэт
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Глинка М. Жаворонок
Бетховен Л. Немецкий танец
2 вариант
Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка»
Шостакович Д. Хороший день
Требования к техническому зачету:
1. Знание пройденных гамм, арпеджио (деташе и легато)
2.

Исполнение

двух

разнохарактерных

преподавателя)
3. Чтение с листа
4. Знание музыкальных терминов

этюдов

(по

выбору

Четвертый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания;
скоординированностью

всех

элементов

исполнительской

техники.

Самостоятельная настройка инструмента. Расширение знаний музыкальной
терминологии. Развитие навыков чтения с листа и самостоятельной работы.
Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в
тональностях до двух знаков в сдержанном темпе (гаммы исполняются
штрихами деташе, двойное стаккато и легато). 7-10 этюдов (по нотам). 8-10
пьес.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в
первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом
полугодии (2 разнохарактерных произведения), переводной экзамен в виде
академического концерта в конце учебного года (2 разнохарактерных
произведения).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост.
Ю.Должиков). - М., 1989
Должиков Ю. Нотная папка флейтиста. - М., 2004.
Пьесы
Шуберт Ф. «Вальс»
Глюк К.В. «Веселый танец»
Бетховен Л. «Песня»
Шуман Р. «Маленький романс»
Бах И.С. «Менуэт»

Шуман Р. «Весёлый крестьянин», «Смелый наездник»
Шостакович Д. «Вальс-шутка», «Гавот»
Цыбин В. «Улыбка весны»
Хачатурян А. Андантино
Бетховен Л. Экосез
Чайковский П. «Сладкая греза», «Грустная песенка», «Колыбельная в
бурю»
Глюк К. «Гавот»
Лятте Р. «Радость от прекрасного дня»
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Цыбин В. «Улыбка весны»
Шуман Р. «Весёлый крестьянин»,
2 вариант
Лятте Р. «Радость от прекрасного дня»
Шостакович Д. «Вальс-шутка»,
Требования к техническому зачёту
1. Знание пройденных мажорных и минорных гамм. Умение играть эти
гаммы в штрихах, например, деташе, легато и стаккато.
2. Исполнение этюдов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
3. Чтение с листа
4. Знание музыкальных терминов
Пятый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
Совершенствование исполнительской техники. Дальнейшее развитие
музыкально - образных представлений. Формирование устойчивых навыков

чтения с листа несложных пьес и самостоятельной работы. Музыкальная
терминология.
Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио в тональностях до
трёх знаков в умеренном темпе (гаммы исполняются штрихами деташе,
легато, двойное стаккато). 7-10 этюдов (по нотам). 8-10 пьес.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в
первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом
полугодии (2 разнохарактерных произведения), переводной зачет в виде
академического концерта в конце учебного года (2 разнохарактерных
произведения).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост.
Ю.Должиков). - М., 1989
ПлатоновН. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1938.
Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. - М., 1968.
Пьесы
Лядов А. Прелюдия
Гендель Г. Сонаты № 2, № 5
Калинников В. «Грустная песенка»
Моцарт В. Менуэт из «Маленькой ночной серенады»
Бизе Ж. Антракт из оперы «Кармен»
Боккерини Л. Менуэт
Верачини Ф. 12 сонат
Прокофьев С. Гавот
Металлиди Ж. Романтический вальс, Баллада.
Хренников Т. Колыбельная Светланы из к.ф. «Гусарская баллада»
Петров А. Вальс из к.ф. «Берегись автомобиля»

Кёллер Э. Полька
Дебюсси К. Маленький негритенок
Мендельсон Ф. Песня без слов.
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Чайковский П. Баркарола
Дебюсси К. Маленький негритенок
2 вариант
Й. Андерсен. Колыбельная.
С. Прокофьев. Гавот
Требования к техническому зачету:
1. Знание пройденных мажорных и минорных гамм. Умение играть эти
гаммы в различных штрихах
2. Исполнение этюдов на выбор в разных тональностях и в разных
размерах
3. Чтение с листа
4. Знание музыкальных терминов
Шестой класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
Дальнейшее совершенствование исполнительской техники, навыков
чтения с листа и самостоятельной работы. Музыкальная терминология.
Работа над интонацией, динамикой, филировкой звука. Умение раскрывать
художественный замысел музыкального произведения и доносить его до
слушателя.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до трех знаков, в том
числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.

Хроматические гаммы в тональностях (гаммы исполняются штрихами
деташе, легато, двойное стаккато). 9-12 этюдов (по нотам). 3-5 пьес и / или 1-2
произведения крупной формы
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в
первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом
полугодии (2 разнохарактерных произведения или части крупной формы),
переводной зачет в виде академического концерта в конце учебного года (2
разнохарактерных произведения или части крупной формы).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост.
Ю.Должиков). - М., 1989
ПлатоновН. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1938.
Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. - М., 1968.
Келлер Э. Этюды для флейты (op.33,no.1,2). - Будапешт, 1980.
Пьесы
Цыбин В. Рассказ
Мендельсон Ф. Весенняя песня
Глюк К. Мелодия из оперы «Орфей»
Гендель Г. Сонаты №3, №7
Платти Дж. Соната op.3 №3 для флейты
Вивальди А. Концерты соль мажор, ре мажор («Щегленок»)
Металлиди Ж. Баллада
Глазунов А. Гавот из балета «Барышня-служанка»
Девьенн Ф. Концерты соль мажор, ре мажор
Моцарт В. Анданте до мажор, Турецкое рондо
Дворжак А. Юмореска
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

Свиридов Г. Вальс
Андерсен Й. Колыбельная
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Гендель Г. Соната №7 1, 2 ч., или 3, 4. ч
2 вариант
Глюк К. Мелодия из оперы «Орфей»
Металлиди Ж. Баллада
Требования к техническому зачету:
1. Знание пройденных мажорных и минорных гамм. Умение играть эти
гаммы в различных штрихах.
2. Исполнение этюдов средней технической сложности, как легато, так и
стаккато, в любых размерах и ритмах
3. Чтение с листа
4. Знание музыкальных терминов
Седьмой класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
Дальнейшее развитие исполнительской техники. Закрепление навыков
чтения с листа и самостоятельной работы. Музыкальная терминология.
Работа над чистотой интонации, динамикой, филировкой звука. Умение
раскрывать

художественный

замысел

музыкального

произведения

и

доносить его до слушателя.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до четырех знаков, в том
числе

доминантсептаккорды,

уменьшенные

септаккорды

и

их

обращения.Хроматические гаммы в тональностях. (Гаммы исполняются

штрихами деташе, двойное стаккато и легато). 10-15 этюдов (по нотам). 3-5
пьес и / или 1-2 произведения крупной формы.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в
первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом
полугодии (2 разнохарактерных произведения или части крупной формы),
переводной зачет в виде академического концерта в конце учебного года (2
разнохарактерных произведения или части крупной формы).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982. Тетр. 2.
ПлатоновН. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1938.
Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968.
Пьесы
Рахманинов С. Вокализ
Дебюсси К. «Лунный свет»
Василенко С. Сюита «Весной»;
Бизе Ж. Менуэт из сюиты № 2 «Арлезианка»
Гендель Г. Ф. Сонаты №1,7
Кванц И. Концерт соль мажор
Платонов Н. Вариации на русскую тему
Моцарт В. А. Шесть сонат
Бах И. С. Сюита h-moll
Андерсен И. Тарантелла
Синисало Г. Три миниатюры
Кулиев Т. «Песня утра», «Маленькое скерцо»

Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Синисало Г. Три миниатюры
2

вариант

Рахманинов С. Вокализ
Андерсен И. Тарантелла
Требования к техническому зачету:
1. Гаммы мажорные и минорные, арпеджио в прямом движении и
обращениях.
2. Этюды на все виды техники.
3. Чтение с листа.
4. Знание музыкальных терминов
Восьмой класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
Дальнейшее

совершенствование

исполнительской

техники.

Формирование устойчивых навыков чтения с листа и самостоятельной
работы. Подготовка выпускной программы. Работа над качеством звука,
динамикой, интонацией, ведением звука и фразировкой.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том
числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.
Исполнять в подвижном темпе различными штрихами. 10-12 этюдов (по
нотам). 2-3 пьесы и / или 1-2 произведение крупной формы.
Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение
преподавателя. В течение учебного года учащийся должен сыграть:
технический зачет в первом полугодии, зачет в виде академического
концерта в первом полугодии (2 разнохарактерных произведения или части
крупной формы), переводной зачет в виде академического концерта в конце

учебного года - для продолжающих обучение в 9 кл, итоговый экзамен в виде
академического концерта – для заканчивающих обучение.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982. Тетр. 2.
Моиз М. Упражнения на артикуляцию. СПб. Композитор, 2000.
Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968.
Пьесы
Бах И. С. Сюита си минор, Сонаты № 2, №4
Бетховен Л. Серенада
Блодек В. Концерт
Верачини Ф. 12 сонат
Вивальди А. Концерт ре мажор
Гендель Г. Ф. Сонаты
Годар Б. Сюита
Дебюсси К. Лунный свет
Кванц И. Ариозо и престо из Сонаты ре мажор; Концерт соль мажор
Меркаданте М. Концерт соль мажор
Форе Г. Фантазия
Цыбин В. Концертные этюды
Чайковский П. Мелодия
Прокофьев С. Танец девушек из балета «Ромео и Джульетта»

Примерная программа промежуточной (итоговой) аттестации:
1 вариант
Бах Й.С. Соната №2 1 ч.
Дебюсси К. Лунный свет

2 вариант
Форе Г. Фантазия
Чайковский П. Мелодия
Требования к техническому зачету:
1. Гаммы мажорные и минорные всеми штрихами.
2. Исполнение этюдов на все виды техники.
3. Чтение с листа.
4. Знание музыкальных терминов
Девятый класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Работа над программой соответствующей требованиям приёмных
экзаменов. Изучение произведений, различных по стилям и жанрам.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том
числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.
Исполнять в подвижном темпе различными штрихами. Знакомство с гаммами
в тональностях до семи знаков. 12-15 этюдов (по нотам). 2-4 пьесы и 1
произведение крупной формы.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в
первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом
полугодии (1-2 произведения и произведение или части крупной формы),
итоговый выпускной экзамен в виде академического концерта в конце
учебного года.

Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Моиз М. Упражнения на артикуляцию. СПб.: Композитор, 2000.
Платонов Н. Этюды для флейты. М., 1962.
Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968.
Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982. Тетр. 2.
Пьесы:
Алябьев А. «Соловей»
Бах И. С. Соната ми-бемоль мажор
Блодек В. Концерт ре мажор
Вивальди А. Концерт фа мажор
Гайдн Й. Концерт ре мажор
Гендель Г. Ф. Сонаты
Глюк К. В. Концерт
Дебюсси К. Сиринкс
Девьенн Ф. Концерты № 2, 4
Дювернуа Ф. Н. Концертино
Кулау Ф. Интродукция и рондо
Локателли П. Соната
Моцарт В. А. Шесть сонат; Анданте до мажор; Рондо
Онеггер А. Танец козочки
Перголези Дж. Б. Концерт соль мажор
Платонов Н. Вариации на русскую народную тему
Рахманинов С. Вокализ; Итальянская полька
Рейнеке К. Концерт ре мажор
Стамиц К. Концерт соль мажор
Телеман Г. Ф. Кантабиле и аллегро; Соната фа минор; Методическая
сонатина
Форе Г. Фантазия

Рёсслер — Розетта. Концерт соль мажор
Хофмайстер Ф. А. Концерт ре мажор
Цыбин В. Анданте; Концертные этюды № 8-10; Тарантелла
Шаминад С. Концертино
Шопен Ф. Вариации на тему Россини
Энеску Дж. Кантабиле и престо
Примерная программа итоговой аттестации:
1 вариант
Шаминад С. Концертино
Дебюсси К. Сиринкс
2 вариант
Стамиц К. Концерт соль мажор 1ч.
Рахманинов С. Вокализ
Требования к техническому зачету:
1.Все мажорные и минорные гаммы.
2.Исполнение этюдов на все виды техники.
3.Чтение с листа.
4.Повторение всех пройденных музыкальных терминов.
5. Годовые требования по классам.
Срок обучения 5 (6) лет
Первый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
Освоение первоначальных навыков игры на флейте. Знакомство с
инструментом, правила ухода за ним. Правила рациональной постановки
корпуса, рук, головы. Работа над постановкой дыхания (в том числе
упражнения, направленные на развитие грудобрюшного типа дыхания),

техникой языка, извлечением звука (правильное расположение отверстия
головки флейты относительно губ и формирование струи воздуха). Изучение
аппликатуры, знакомство со штрихами.
Освоение

нотной

грамоты.

Простейшие

музыкальные

термины.

Приобретение первоначальных навыков чтения с листа и транспонирования,
подбор по слуху простых мелодий. Развитие музыкально - слуховых
представлений.
Гаммы в тональностях до двух знаков в умеренном темпе. Гаммы
исполняются штрихами деташе и легато. 9-12 этюдов (по нотам). 8-10 пьес.
В первом полугодии в рамках текущей аттестации обучающихся
запланирован контрольный урок, во втором – прослушивание в февралемарте и переводной зачет в виде академического концерта в конце учебного
года (2 разнохарактерных произведения).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост.
Ю.Должиков). - М., 1989
Платонов Н. Школа игры на флейте. - М., 1983.
Пьесы
Русские народные песни: «Как под горкой», «Во поле берёза стояла»,
«Уж, как во поле калинушка стоит», «Ходила младёшенька по борочку», «В
зеленом саду»
Белорусская народная песня «Перепёлочка».
Чешские народные песни: «Пастушок», «Аннушка».
Бах И. С. Песня, Менуэт.
Бетховен Л. Немецкий танец.
Гендель Г. Менуэт.
Гречанинов А. Вальс

Дунаевский И. Колыбельная
Лысенко Н. Колыбельная
Моцарт В. А. Аллегретто, Менуэт, Песня пастушка.
Шуберт Ф. Вальс, Романс
Шапорин Ю. Колыбельная
Шостакович Д. Хороший день
Чайковский П. Шарманщик поёт, Старинная французская песенка,
Сладкая грёза.
Примерная программа промежуточной аттестации
1 вариант
Чайковский П. Сладкая греза
Гречанинов А. Вальс
2 вариант
Лысенко Н. Колыбельная
Моцарт В. А. Песня пастушка
Второй класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
Продолжение

работы

над

постановкой

дыхания,

рациональной

постановкой корпуса, рук, головы. Расширение игрового диапазона.
Ознакомление

с

настройкой

инструмента.

Изучение

музыкальной

терминологии.
Улучшение качества звука, работа над интонацией, ритмической и
динамической

сторонами

исполнения

как

важнейшими

средствами

музыкальной выразительности. Приобретение навыков чтения с листа и
транспонирования.
Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в
тональностях до трех знаков в среднем темпе. Хроматические гаммы в

тональностях. Гаммы исполняются штрихами деташе, двойное стаккато и
легато. 10-12 этюдов (по нотам). 6-8 пьес.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в
первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом
полугодии (2 разнохарактерных произведения), переводной зачет в виде
академического концерта в конце учебного года (2 разнохарактерных
произведения).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост.
Ю.Должиков). - М., 1989
Платонов Н. Школа игры на флейте. - М., 1983.
Пьесы
Бакланова. Хоровод.
Бах И.С. Гавот.
Бах В.Ф. Аллегро.
Гайдн Й. Серенада
Дварионас Б. Прелюдия.
Корелли А. Сарабанда.
Моцарт В. А. Ария из оперы «Волшебная флейта»;
Чайковсий П. Грустная песенка, Колыбельная в бурю, Вальс
Шостакович Д. Шарманка, Гавот
Шуман Р. Веселый крестьянин, Смелый наездник.
Цыбин В. Улыбка весны, Листок из альбома
Примерная программа промежуточной аттестации
1 вариант
Чайковсий П. Грустная песенка
Бакланова. Хоровод.

2 вариант
Моцарт В. А. Ария из оперы «Волшебная флейта»;
Дварионас Б. Прелюдия.
Требования к техническому зачету:
1. Знание пройденных гамм, арпеджио (деташе и легато)
2.

Исполнение

двух

разнохарактерных

этюдов

(по

выбору

преподавателя)
3. Чтение с листа
4. Знание музыкальных терминов
Третий класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
Работа над скоординированностью всех элементов исполнительской
техники. Самостоятельная настройка инструмента. Расширение музыкальной
терминологии. Развитие навыков чтения с листа и самостоятельной работы.
Работа

над

исполнения.

интонационной,
Дальнейшая

ритмической,

работа

над

динамической

качеством

звука.

сторонами
Применение

полученных навыков в работе над пьесами (развитие сознательного
отношения и ясного представления о художественной цели, которой служат
освоенные технические приемы).
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях
до четырех знаков в среднем темпе. Хроматические гаммы в тональностях.
Гаммы исполняются штрихами деташе, двойное стаккато и легато. 10-15
этюдов (по нотам). 8-10 пьес.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в
первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом

полугодии (2 разнохарактерных произведения), переводной экзамен в виде
академического концерта в конце учебного года (2 разнохарактерных
произведения).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
ПлатоновН. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1938.
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост.
Ю.Должиков).
Пьесы
Александров. Ария
Андерсен И. Колыбельная
Бизе Ж. Антракт из оперы «Кармен»
Госсек Ф. Тамбурин
Гендель Г. Соната №2
Глазунов А. Гавот.
Дебюсси К. Маленький негритёнок
Калинников В. Грустная песенка.
Мендельсон Ф. Весенняя песня
Моцарт В.А. Менуэт из “Маленькой ночной серенады”.
Мусоргский М. Слеза.
Прокофьев С. Гавот из “Классической симфонии”
Платти Дж. Соната op.3 №3 для флейты
Рамо Ж. Грациозное рондо
Чайковский П. Баркаролла, Подснежник
Шостакович Д. Танец из Балетной сюиты.
Щуровский Ю. «Баркарола»

Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Шостакович Д. Танец из Балетной сюиты.
Щуровский Ю. «Баркарола»
2 вариант
Бизе Ж. Антракт из оперы «Кармен»
Госсек Ф. Тамбурин
Требования к техническому зачёту
1. Знание мажорных и минорных гамм. Умение играть эти гаммы в
штрихах, например, деташе, легато и стаккато
2. Исполнение этюдов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
3. Чтение с листа
4. Знание музыкальных терминов
Четвертый класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
Комплексное развитие исполнительской техники. Развитие навыков
чтения

с

листа

и

самостоятельной

работы.

Дальнейшее

изучение

музыкальной терминологии. Работа над ведением звука, его устойчивостью и
ровностью.

Работа

над

динамикой,

фразировкой,

интонацией,

выразительностью исполнения. Знакомство с произведениями крупной
формы.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до четырех знаков, в том
числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.
Хроматические гаммы в тональностях. (Гаммы исполняются штрихами
деташе, двойное стаккато и легато). 10-15 этюдов (по нотам). 3-5 пьес и / или
1-2 произведения крупной формы.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в
первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом

полугодии (2 разнохарактерных произведения или части крупной формы),
переводной зачет в виде академического концерта в конце учебного года (2
разнохарактерных произведения или части крупной формы).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982. Тетр. 2.
ПлатоновН. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1938.
Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968.
Пьесы
Андерсен И. Тарантелла
Бах И. С. Сюита h-moll
Бизе Ж. Менуэт из сюиты № 2 «Арлезианка»
Василенко С. Сюита «Весной»
Гендель Г. Ф. Сонаты №
Дебюсси К. «Лунный свет»
Перголези Дж. Концерт соль мажор
Моцарт В. А. Шесть сонат
Платонов Н. Вариации на русскую тему
Рахманинов С. Вокализ
Синисало Г. Три миниатюры
Примерная программа промежуточной аттестации
1 вариант
Рахманинов С. Вокализ
Андерсен И. Тарантелла
2 вариант
Платонов Н. Вариации на русскую тему
Дебюсси К. «Лунный свет»

Требования к техническому зачету:
1. Знание мажорных и минорных гамм до 4-х знаков включительно.
Умение играть эти гаммы в различных штрихах.
2. Исполнение этюдов средней технической сложности, как легато, так и
стаккато, в любых размерах и ритмах
3. Чтение с листа
4. Знание музыкальных терминов
Пятый класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
Главная задача пятого класса - предоставить выпускную программу в
максимально качественном виде. Перед экзаменом учащийся обыгрывает
выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.
Совершенствование исполнительской техники. Дальнейшее развитие
музыкально - образных представлений. Формирование устойчивых навыков
чтения с листа несложных пьес и самостоятельной работы. Музыкальная
терминология. Работа над качеством звука, динамикой, интонацией,
ведением звука и фразировкой.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том
числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.
Исполнять в подвижном темпе различными штрихами. 10-15 этюдов (по
нотам). 3-5 пьес и / или 1-2 произведения крупной формы.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в
первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом
полугодии (2 разнохарактерных произведения или произведение крупной
формы), переводной зачет в виде академического концерта в конце учебного
года - для продолжающих обучение в 6 кл. Итоговый экзамен в виде
академического концерта – для заканчивающих обучение.

Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982. Тетр. 2.
Моиз М. Упражнения на артикуляцию. СПб. Композитор, 2000.
Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968.
Пьесы
Бах И. С. Сюита си минор, Сонаты № 2, №4
Бетховен Л. Серенада
Блодек В. Концерт
Верачини Ф. 12 сонат
Вивальди А. Концерт ре мажор
Гендель Г. Ф. Сонаты
Глиэр Р. Мелодия
Годар Б. Сюита
Дебюсси К. Лунный свет
Кванц И. Ариозо и престо из Сонаты ре мажор; Концерт соль мажор
Меркаданте М. Концерт соль мажор
Прокофьев С. Танец девушек из балета «Ромео и Джульетта»
Стамиц К. Концерт соль-мажор
Форе Г. Фантазия
Цыбин В. Концертные этюды
Чайковский П. Мелодия
Примерная программа промежуточной (итоговой) аттестации:
1 вариант
Гендель Г. Соната №7 3,4 ч
Глиэр Р. Мелодия
2 вариант

Стамиц К. Концерт соль-мажор 1 ч.
Чайковский П. Мелодия
Требования к техническому зачету:
1. Гаммы мажорные и минорные, оборотные, всеми штрихами.
2. Исполнение этюдов на все виды техники.
3. Чтение с листа.
4. Знание музыкальных терминов
Шестой класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации 4 часа в год
В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Работа над программой соответствующей требованиям приёмных
экзаменов. Изучение произведений, различных по стилям и жанрам.
Дальнейшее совершенствование исполнительской техники, навыков чтения с
листа и самостоятельной работы. Музыкальная терминология.
Мажорные и минорные гаммы во всех тональностях, в том числе
доминантсептаккорды,

уменьшенные

септаккорды

и

их

обращения.

Исполнять в подвижном темпе различными штрихами. 12-15 этюдов (по
нотам). 2-4 пьесы и / или 1-2 произведение крупной формы.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в
первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом
полугодии (2 разнохарактерных произведения или произвндение крупной
формы), итоговый выпускной экзамен в виде академического концерта в
конце учебного года.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Моиз М. Упражнения на артикуляцию. СПб. Композитор, 2000.

Платонов Н. Этюды для флейты. М., 1962.
Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968.
Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982. Тетр. 2.
Пьесы
Алябьев А. «Соловей»
Бах И. С. Соната ми-бемоль мажор
Блодек В. Концерт ре мажор
Вивальди А. Концерт фа мажор
Гайдн Й. Концерт ре мажор
Гендель Г. Ф. Сонаты
Глюк К. В. Концерт
Дебюсси К. Сиринкс
Девьенн Ф. Концерты № 2, 4
Дювернуа Ф. Н. Концертино
Кулау Ф. Интродукция и рондо
Локателли П. Соната
Моцарт В. А. Шесть сонат; Анданте до мажор; Рондо
Онеггер А. Танец козочки
Перголези Дж. Б. Концерт соль мажор
Платонов Н. Вариации на русскую народную тему
Рахманинов С. Вокализ; Итальянская полька
Рейнеке К. Концерт ре мажор
Стамиц К. Концерт соль мажор
Телеман Г. Ф. Кантабиле и аллегро; Соната фа минор; Методическая
сонатина
Форе Г. Фантазия
Рёсслер — Розетта. Концерт соль мажор
Хофмайстер Ф. А. Концерт ре мажор
Цыбин В. Анданте; Концертные этюды № 8-10; Тарантелла

Шаминад С. Концертино
Шопен Ф. Вариации на тему Россини
Энеску Дж. Кантабиле и престо
Примерная программа итоговой аттестации:
1 вариант
Шаминад С. Концертино
Дебюсси К. Сиринкс
2 вариант
Кулау Ф. Интродукция и рондо
Онеггер А. Танец козочки
Требования к техническому зачету:
1.Повторение всех мажорных и минорных гамм с трезвучиями и
обращениями. Д7 и УМ7 в прямом движении и с обращениями.
2.Исполнение этюдов на все виды техники.
3.Чтение с листа.
4.Повторение всех пройденных музыкальных терминов.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую
направленность учебного предмета «Специальность (флейта)», а также
возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание
программы направлено на обеспечение художественно-эстетического
развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских
знаний, умений и навыков.
Реализация программы обеспечивает:


наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;


сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и

навыков,

позволяющий

использовать

многообразные

возможности

флейты

для

достижения

наиболее

убедительной

интерпретации

авторского текста


самостоятельно

накапливать

репертуар

из

музыкальных

произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;


знание репертуара для флейты, включающего произведения

разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты,
концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии
с программными требованиями;


знание художественно-исполнительских возможностей флейты;



знание профессиональной терминологии;



наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных

произведений;


навыки

слухового

контроля,

умение

управлять

процессом

исполнения
музыкального произведения;


навыки по использованию музыкально-исполнительских средств

выразительности, выполнению

анализа

исполняемых

произведений,

владения
различными

видами

техники

исполнительства,

использования

художественно
оправданных технических приемов;


наличие

творческой

представлений

инициативы,

сформированных
о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы
над
исполнительскими трудностями;

солиста.

наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
• текущий контроль успеваемости учащихся
• промежуточная аттестация
• итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании
учитывается:
- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и
во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок,
который проводится преподавателем, ведущим предмет
Промежуточная аттестация определяет успешность развития
учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются
контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты,
академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение,

которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать
степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп
развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических
концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с
учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на предмет «Специальность (флейта)». Экзамены
проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании
проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной
(экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все
учебные задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся
получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной
сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного
учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной
аттестации обучающихся».
Итоговая аттестация (экзамен) проводится в выпускных классах – 5м или 6-м, 8-м или 9-м, в зависимости от срока обучения. Итоговая
аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной
программы. Итоговые аттестационные испытания не могут быть заменены
оценкой,

полученной

обучающимися

по

итогам

текущего

контроля

успеваемости и промежуточной аттестации. Итоговая аттестация по
учебному

предмету

«Специальность

(флейта)»

проводится

в

виде

академического концерта. Итоговая аттестация проводится за пределами
часов аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество владения
полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в
рамках представленной сольной программы.
2. Критерии оценок
Таблица 5
качественное
и

технически

5 («отлично»)

художественно

осмысленное

исполнение,

отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение,

4 («хорошо»)
с

небольшими

недочетами

(как

в

техническом плане, так и в художественном)
3
(«удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством
недочетов, а именно: недоученный текст,
слабая

техническая

малохудожественная

подготовка,

игра,

отсутствие

свободы игрового аппарата и т.д.
2
(«неудовлетворительно»)

комплекс

недостатков,

являющийся

следствием отсутствия домашних занятий, а
также плохая посещаемость аудиторных
занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень
подготовки и исполнения на данном этапе
обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может

быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на академическом концерте или экзамене;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.

V.

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и
учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные,
уровень развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на флейте является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ,
рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности
и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и
этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого
вспомогательного материала рекомендуется применение различных
вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком,
динамикой - важнейшими средствами музыкальной выразительности
должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и
быть предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные
задания и регулярно проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения
произведений, написанных для других инструментов или для голоса.
Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко
использованы характерные особенности флейты.
В

работе

над

музыкальными

произведениями

необходимо

прослеживать связь между художественной и технической сторонами
изучаемого произведения.

Самостоятельные

занятия

должны

быть

регулярными

и

систематическими. Периодичность занятий: каждый день. Количество часов
самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания с учетом параллельного освоения
детьми программы основного общего образования, а также с учетом
сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической
целесообразности.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат
занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя
по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над
чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в
дневнике.
Содержанием домашних заданий могут быть:
• упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
• работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
• работа над художественным материалом (пьесы или произведение
крупной формы);
• чтение с листа.
Периодически

следует

проводить

уроки,

контролирующие

ход

домашней работы ученика.
Для успешной реализации программы «Специальность (флейта)»
ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также
аудио- и видеотекам, сформированным по программам учебных предметов.

СПИСКИ

VI.

РЕКОМЕНДУЕМОЙ

НОТНОЙ

И

МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Учебная литература
1.

Альбом ученика-флейтиста для 1-3 классов ДМШ (составитель Д.

Гречишников). – Киев: Музична Украина, 1969.
2.

Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар

для ДМШ. – Киев: Музична Украина, 1969
3.

Альбом

ученика-флейтиста:

Для

ДМШ

(составитель

Д.

Гречишников). – Киев: Музична Украина, 1977.
4.

Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар

для ДМШ. – Киев: Музична Украина, 1973.
5.

Альбом юного флейтиста вып.2/сост. Я. Мориц - М.: Советский

композитор, 1987.
6.

Г.Гарибольди 30 этюдов для флейты. – Будапешт: Editio musica,

1986.
7.

Г.Гендель Сонаты для флейты. - М.: Музыка, 2007.

8.

Избранные произведения для флейты (составитель Н. Платонов).

- М., Л.: Музгиз, 1946.
9.

Келлер Э. Десять этюдов для флейты. - М.: Музыка, 1980.

10.

Келлер Э. Пятнадцать легких этюдов для флейты, 1 тетр. - М.

Музыка,1985.
11.

Келлер Э. 12 упражнений средней трудности, 2 тетр. - М.:

Музгиз, 1948.
12.

Келлер Э. Этюды для флейты (op.33,no.1,2). – Будапешт: Editio

musica 1980.
13.

Легкие пьесы для флейты. – Будапешт: Editio musica 1982.

14.

Легкие пьесы зарубежных композиторов. – СПб.: Северный

Олень, 1993.

15.

Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды

(сост. Ю.Должиков). - М. Музыка, 1989 Ягудин Ю. Легкие этюды для
флейты. - М.: Музыка, 1968.
16.

Педагогический

репертуар

для

флейты

(составитель

Ю.

для

флейты

(составитель

Ю.

Должиков). - М.: Музгиз, 1956.
17.

Педагогический

репертуар

Должиков). - М.: Музыка, 1982.
18.

Платонов Н. Школа игры на флейте. - М.: Музгиз, 1958.

19.

Платонов Н. Школа игры на флейте. - М.: Музыка, 1964.

20.

Платонов Н. Школа игры на флейте. - М.: Музыка, 1983

21.

ПлатоновН. Тридцать этюдов для флейты. - М.: Музыка, 1978.

22.

Покровский А. Начальные уроки игры для блокфлейты: Пособие

для 1-4 классов ДМШ. - М.: Музыка, 1982.
23.

Пьесы для начинающих для флейты. (сост. Н. Семенова и А.

Новикова). - СПб.: Композитор, 1998.
24.

Пьесы русских композиторов для флейты (под редакцией Ю.

Должикова). - М.: Музыка, 1984.
25.

Сборник пьес (под редакцией Г. Мадатова, Ю. Ягудина). - М.:

Музгиз, 1950.
26.

Старинные сонаты (под редакцией Ю. Должикова). - М.: Музыка,

1977.
27.

Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 1 класс. – Киев: Музична

Украина, 1977.
28.

Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 2 класс. – Киев: Музична

Украина, 1978.
29.

Учебный репертуар для ДМШ: Флейта 3 класс. – Киев: Музична

Украина, 1979.
30.

Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 4 класс. – Киев: Музична

Украина, 1980.

31.

Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 5 класс. – Киев: Музична

Украина, 1981.
32.

Хрестоматия для флейты: 1-2 классы ДМШ (составитель Ю.

Должиков). - М.: Музыка, 1976.
33.

Хрестоматия для флейты: 3-4 классы ДМШ (составитель Ю.

Должиков). - М.: Музыка, 1978.
34.

Хрестоматия для флейты: 3, 4 классы ДМШ (составитель Ю.

Должиков). - М.: Музыка, 1982.
35.

Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ч. 1

(составитель Ю.Должиков). - М.: Музыка, 1969.
36.

Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ч. 2

(составитель Ю. Должиков).- М.: Музыка, 1971.
37.

Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ч. 3

(составитель Ю. Должиков). - М.: Музыка, 1972.
38.

Цыбин В. Основы техники игры на флейте. - М.: Музыка, 1988.

39.

Этюды

для

флейты

1-5

кл.

(сост.Ю.Должиков).

-

М.:

Музыка,1985.
40.

Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. - М.: Музыка, 1968.

2. Методическая литература
1. Болотин С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на
духовых инструментах. Л.: Музыка, 1969.
2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. - М.: Музыка, 1986.
3. Гинзбург Л. Методический очерк «О работе над музыкальным
произведением». - М.: Музыка, 1981.
4. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.:
Музгиз, 1962.
5. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз,
1956.

6. Инструменты духового оркестра (сост.Б.Кожевников). - М.: Музыка,
1984.
7. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной
педагогики: Сборник трудов. Вып. 45/ Отв. ред. И. Ф. Пушечников. -М.:
ГМПИ им. Гнсиных, 1979.
8. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л.: Музыка, 1973.
9. Баранцев А. Мастера игры на флейте-профессора ПетербургскойЛенинградской консерватории 1862-1985гг – Петрозаводск: Карелия, 1990.
10. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.1. - М.:
Музыка, 1964.
11. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 2. - М.:
Музыка, 1966.
12. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М.:
Музыка, 1971.
13. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. - М.:
Музыка, 1976.
14. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее
совершенствования. - Л.: Музыка, 1975.
15. Ягудин, Ю.О. О развитии выразительности звука // Методика
обучения игре на духовых инструментах / Ю.О. Ягудин. – М. : Музыка, 1971.
16. Тризно Б. В. Флейта. М.: Музыка, 1964.
17. Павлов И.П. Физиология и патология высшей нервной деятельности.
Полн. собр. сочинений, т.3. - М.: Академия наук СССР, 1951.
18. Платонов Н. Методика обучения игре на флейте // Методика
обучения игре на духовых инструментах М.: Музыка, 1966
19. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых
инструментах. - М.: Музгиз, 1958.
20. Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых
инструментах. - М.: Музгиз, 1935.

21. Должиков Ю. Артикуляция при игре на флейте // Вопросы
музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991
22. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л. / АПН
РСФСР, 1947.
23. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых
инструментах. - М.: Музыка, 1986.
24. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых
инструментах. - М.: Музыка, 1978.
25. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.:
Музыка, 1975


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».