ПО.01. УП.01. Специальность Гобой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №10 им. А.И. ХАЧАТУРЯНА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область ПО.01.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

программа по учебному предмету
ПО.01. УП.01.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(ГОБОЙ)

Прокопьевск
2020

ОДОБРЕНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО «ДШИ №10
им.А.И. Хачатуряна »

МАУ ДО «ДШИ №10 им. А.И.
Хачатуряна»

_______________ А.Н. Мясоедов

«28» августа 2020 г.

«28» августа 2020 г.

Программа учебного предмета «Специальность (Гобой)» разработана на
основе Федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Организация-разработчик:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
«Детская школа искусств №10 им. А.И. Хачатуряна»

образования

Разработчик:
Болдырева Лариса Григорьевна, преподаватель по классу духовых
инструментов
Рецензенты:
Дубинин Евгений Тихонович, преподаватель по классу духовых инструментов
ГПОУ «Прокопьевский колледж искусств»
Миронова Юлия Евгеньевна,
им. А.И. Хачатуряна»

методист

МАУ

ДО

«ДШИ

№10

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе
Программа учебного предмета «Специальность (гобой)» разработана на
основе

и

с

учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (гобой)» направлен на приобретение
обучающимися знаний, умений и навыков игры на трубе, получение ими
художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовнонравственное развитие ученика.
Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой
деятельности,

умения

планировать

свою

домашнюю

работу,

навыков

осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков
взаимодействия с преподавателями.
Выявление
целенаправленно

одаренных
развивать

детей
их

в

раннем

профессиональные

возрасте
и

личные

позволяет
качества,

необходимые для продолжения профессионального обучения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую
направленность

учебного предмета «Специальность (гобой)», а также

возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (гобой)» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;
– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие

основные

профессиональные

образовательные

программы

в

области

музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного

учреждения

на

реализацию

учебного

предмета

«Специальность (гобой)»:
Таблица 1
Срок обучения

8 лет

9 лет

5 лет

6 лет

Максимальная учебная нагрузка

1316

1530,5

924

1138,5

559

641,5

363

445,5

757

889

561

693

(в часах)
Количество
часов на аудиторные занятия
Количество

часов

на

внеаудиторную
(самостоятельную) работу
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика,
его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические
особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (гобой)»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных

им

знаний,

умений

и

навыков

в

области

духового

исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки
их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие
образовательные программы среднего профессионального образования по
профилю предмета.
Задачи:

- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному
творчеству;
развитие

-

музыкальных

способностей:

слуха,

памяти,

ритма,

эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для
музыкального исполнительства на гобое в пределах программы учебного
предмета;
- овладение основными исполнительскими навыками игры на гобое,
позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в
ансамбле;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом,
чтение с листа нетрудного текста;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для
реализации художественного замысла композитора;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной
мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к
вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие
профессиональные образовательные программы.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность
(гобой)».
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;

 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность
(гобой)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В
образовательном

учреждении

создаются

условия

для

содержания,

своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета «Специальность (гобой)», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2
Срок обучения – 8 (9) лет
Распределение по годам обучения
Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность
учебных занятий
(в неделю)
Количество часов на
аудиторные занятия в
неделю
Общее количество
часов на аудиторные
занятия

32

33

33

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Количество часов на 2
самостоятельные
занятия в неделю
Общее количество
64
часов
на
самостоятельные
занятия по годам
Общее количество
часов
на
самостоятельные
занятия
Максимальное
4
количество
часов
занятий в неделю
Общее максимальное 128
количество часов по
годам
Общее максимальное
количество часов на
весь период обучения

559

82,5

641,5
2

2

3

3

3

4

4

4

66

66

99

99

99

132

132

132

757

132
889

4

4

5

5

132

132

165

165

5

6,5

6,5

6,5

165 214,5 214,5 214,5

1316
1530,5

214,5

Таблица 3
Срок обучения – 5 (6) лет
Распределение по годам обучения
Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2,5

2,5

2,5

(в неделях)
Количество

часов

на

аудиторные

занятия в неделю
Общее количество

363

часов на аудиторные занятия

82,5

445,5

Количество часов на самостоятельные

3

3

3

4

4

4

занятия в неделю
Общее количество

561

часов на самостоятельные занятия
Максимальное

количество

часов

132
693

5

5

5

6,5

6,5

6,5

занятий в неделю
Общее

максимальное

количество 165

165

165 214,5 214,5 214,5

часов по годам
Общее

максимальное

количество

часов на весь период обучения

924

214,5

1138,5

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения
учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.);
-

участие

обучающихся

в

творческих

мероприятиях

и

культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
2. Годовые требования по классам
Срок обучения – 8 (9) лет
Первый класс
Специальность

2 часа в неделю

Консультации

6 часов в год

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на
трубе по восьмилетнему учебному плану, в первых двух классах возможно
обучение на блокфлейте.
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на
гобое, звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные гаммы в тональностях до 2-х
знаков включительно, трезвучия (в медленном темпе). Гаммы исполняются
штрихами деташе, стаккато и легато.
10-12 этюдов и упражнений
6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Пушечников И. Начальная школа игры на гобое. М., 1966
Пушечников И. «60 этюдов для гобоя» М., 1983
Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002

Назаров Н. «Школа игры на гобое» М., 1953
Ниман Т. «Школа для гобоя» ч2 этюды М., 1935
Пьесы
Русская народная песня «Как под горкой»
Русская народная песня «Зайка»
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Шуберт Ф. «Вальс»
Кадбалевский Д. «Маленькая полька»
Чешская народная песня «Аннушка»
Моцарт В. «Майская песня»
Моцарт В. «Аллегретто»
Чешская народная песня «Пастушок»
Бетховен Л. Экосез
Бах Ф.Э. Марш
Белорусская народная песня «Перепелочка»
Перселл Г. Ария
Русская народная песня «Про кота»
Витлин В. «Кошечка»
Пушечников И - Крейн М. «Колыбельная песня"
Кабалевский Д. «Про Петю»
Майзель Б. «Кораблик»
Моцарт В. Вальс
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Глюк К. «Ария»
Старокадомский М. «Любитель рыболов»
2 вариант
Перселл Г. Ария
Бах Ф.Э. Марш

Второй класс
Специальность

2 часа в неделю,

Консультации

8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные
гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 2-х знаков включительно.
8-10 этюдов (по нотам)
8-10 пьес (в том числе ансамбли).
3-4 ансамбля
Развитие навыков чтения с листа.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Пушечников И. Начальная школа игры на гобое. М., 1966
Пушечников И. «60 этюдов для гобоя» М., 1983
Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002
Назаров Н. «Школа игры на гобое» М., 1953
Ниман Т. «Школа для гобоя» ч2 этюды М., 1935
Пьесы
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты:
Бах И.С.Менуэт
Бах И.С. Полонез
Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан»
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Шуман Р. «Веселый крестьянин» из «Альбома для юношества»
Шуман Р. «Песенка» из «Альбома для юношества»
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

Беллини В. Отрывок из оперы «Норма»
Гендель Г. Бурре
Гайдн Й. Серенада
Чайковский П. «Сладкая греза» из «Детского альбома»
Чайковский П. «Грустная песенка»
Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте:
Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)
Шапорин Ю. Колыбельная
Чайковский П. «Итальянская песенка»
Бах И.С. Менуэт
Кискачи А. Школа для начинающих. Ч. II
Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассо континуо
Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2
Телеман Г. Ария из Партиты для блокфлейты и бассо континуо
Гендель Г.Ф. «Адажио»
Гайдн Й. «Немецкий танец»
Чайковский П. «колюбельная в бурю»
Моцарт В. «Аллегретто из оперы «Волшебная флейта»
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Шуман Р. «Песенка» из «Альбома для юношества»
Гендель Г. Бурре
2 вариант
Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2
Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»
Третий класс
Специальность

2 часа в неделю,

Консультации

8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные
гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 3-х знаков включительно;
рекомендуется начать изучение исполнительского приема «двойное стаккато»
(в медленном движении).
10-12 упражнений и этюдов
8-10 пьес.
3-4 ансамбля.
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся
навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий (в умеренном темпе)
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Пушечников И. Начальная школа игры на гобое. М., 1966
Пушечников И. «60 этюдов для гобоя» М., 1983
Назаров Н. «Школа игры на гобое» М., 1953
Ниман Т. «Школа для гобоя» ч2 этюды М., 1935
Пьесы
Алябьев А. Танец из балета «Волшебный барабан»
Чайковский «Старая французская песенка»
Шуман Р. «Маленький романс»
Бах И.С. «Менуэт»
Вебер К. «Приветствие утру»
Раков Н. «Вокализ№2»
Шостакович Д «Песенка о фонарике»
Пёрсел Г. «Селский танец»
Гайдн Й «Адажио»
Зверев В. «Лирическая пьеса»

Гендель Г. «Веселый кузнец»
Чайковский П. «Сладкая греза»
Чичков Ю «Ариозо»
Абрамова С. «Танец»
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Гендель Г. «Веселый кузнец»
Чайковский П. «Сладкая греза»
2 вариант
Раков Н. «Вокализ№2»
Абрамова С. «Танец»
3 вариант
Шуман Р. «Маленький романс»
Бах И.С. «Менуэт»
Четвертый класс
Специальность

2 часа в неделю

Консультации

6 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные
гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 4-х знаков включительно,
хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах.
10-12 упражнений и этюдов
8-10 пьес.
2-3 ансамбля.
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся
навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий.

Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Видеман Л. 37 этюдов для гобоя ред. Пушечникова И. М.,1947
Люфт И 24 этюда М., 1962
Флемминг Ф. Этюды для гобоя и фортепиано. М., 1957
Пьесы
Гендель Г. Ларгетто
Чайковский П. Полька
Гендель Г. Соната №1
Лойе Соната до мажор
Мартини Д. Гавот
Глинка М. Мазурка
Лядов А. Прелюдия
Лядов А. Скорбная песня
Шопен Ф. Менуэт
Шопен Ф. Песня
Мендельсон Ф. Увядшие розы
Ключарев А. Родные напевы
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Гендель Г. Ларгетто
Чайковский П. Полька
2 вариант
Видеман Л. Этюд №23
Гендель Г. Соната №1 (финал)
Пятый класс
Специальность

2 часа в неделю

Консультации

6 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные
гаммы, арпеджио трезвучий, д7 с обращениями в тональностях до 5-ти знаков
включительно, хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических
вариантах (в быстром темпе). Добиться одинакового звучания , четкого
стаккато (в том числе двойного)
10-12 упражнений и этюдов
6-8 пьес (в том числе 1-2 произведения крупной формы).
2-3 ансамбля.
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся
навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Видеман Л. 37 этюдов для гобоя ред. Пушечникова И. М.,1947
Люфт И 24 этюда М., 1962
Ферлинг Ф. 48 этюдов. М., 1983
Пьесы
Бетховен Л. Романс
Гайдн Й. концерт для гобоя до мажор
Хандошкин Н. концерт для альта
Глюк К. Мелодия из оп. «Орфей»
Гендель Г. Соната до минор
Глазунов А. Листок из альбома
Грецкий Г. Русский танец
Шуман Р. Мелодия
Шишов Г. Элегия и этюд
Парцхаладзе М. Две пьесы
Скрябин А. Этюд, Экспромт в форме мазурки

Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Гайдн Й. концерт для гобоя до мажор 1ч
Лятошинский Б. Мелодия
2 вариант
Хандошкин Н. концерт для альта 2ч
Абрамова С. Таджикский танец
Шестой класс
Специальность

2 часа в неделю

Консультации

6 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные
гаммы, арпеджио трезвучий, д7, ум.вв7 с обращениями в тональностях до 6-ти
знаков включительно, хроматическую гамму в различных штрихах и
ритмических вариантах (в быстром темпе).
10-12 упражнений и этюдов
6-8 пьес (в том числе 1-2 произведения крупной формы).
2-3 ансамбля.
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся
навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Видеман Л. 37 этюдов для гобоя ред. Пушечникова И. М.,1947
Люфт И 24 этюда М., 1962
Ферлинг Ф. 48 этюдов. М., 1983
Пьесы
Асафьев Б. Адажио из балета «Пламя Парижа»

Бах И.С.-Марчелло Б. Концерт до минор
Вивальди А. Концерт фа мажор
Вивальди А. Концерт ля минор
Гайдн Й. Концерт до мажор
Гендель Г. Соната соль минор
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Гендель Г. «Соната соль минор»
Самонов А. «Русская народная песня №14»
2 вариант
Вивальди А. Концерт ля минор
Седьмой класс
Специальность

2,5 часа в неделю

Консультации

8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
В течение учебного года проработать с учеником: в порядке повторения
все мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, д7, ум.вв7 с
обращениями во всех тональностях(в том числе терциями и двойным стаккато),
хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах (в
быстром темпе).
10-12 этюдов
6-8 пьес (в том числе 2-3 произведения крупной формы).
2-3 ансамбля.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Видеман Л. 37 этюдов для гобоя ред. Пушечникова И. М.,1947

Ферлинг Ф. 48 этюдов. М., 1983
Зельнер Н. Этюды для гобоя. М., 1983
Шиман К. 7 этюдов для гобоя
Пьесы
Альбинони Т. Концерт ре минор
Вебер Р. Концерт для голоса 1ч
Чайковский П.Каприччо
Чайковский П.Резвушка
Римский-Корсаков Н. Вариации на тему Глинки «Что красотка молодая»
Платти Д. Соната (пер. Солодуева Н.)
Моцарт В. Соната си бемоль мажор (пер. Пушечникова И.)
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Вебер Р. Концерт для голоса 1ч
Чайковский П.Каприччо
2 вариант
Чайковский П.Резвушка
Римский-Корсаков Н. Вариации на тему Глинки «Что красотка молодая»
Восьмой класс
Специальность

2,5 часа в неделю

Консультации

8 часов в год

Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение
преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед
итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах,
классных вечерах и концертах.
В течение учебного года проработать с учеником: в порядке повторения
все мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, д7, ум.вв7 с
обращениями во всех тональностях(в том числе терциями, квартами и двойным

стаккато), хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических
вариантах (в быстром темпе).
12-14 этюдов
6-8 пьес (в том числе 2-3 произведения крупной формы).
2-3 ансамбля.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Видеман Л. 37 этюдов для гобоя ред. Пушечникова И. М.,1947
Ферлинг Ф. 48 этюдов. М., 1983
Зельнер Н. Этюды для гобоя. М., 1983
Шиман К. 7 этюдов для гобоя
Пьесы
Книппер Л. Концертные этюды
Крамарж Ф. Концерт №1
Равель М. Хабанера
Сен-Санс К. Соната
Рахманинов С. Вокализ
Чайковский П. Осенняя песня
Чайковский П. Святки
Примеры программы
1 вариант
Зельнер Н. Этюд №8
Колодуб Ж. Танец
Хандошкин И. концерт для альта. (переложение Солодуева Н.)
2 вариант
Зельнер Н. Этюд №10
Алябьев А. Танец из балет «Волшебный барабан»

Бах-Марчелло Концерт для гобоя до минор
3 вариант
Зельнер Н. Этюд №9
Чайковский П. Святки
Крамарж Ф. Концерт №1 (2,3ч)
Девятый класс
Специальность

2,5 часа в неделю

Консультации

8 часов в год

В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Ученики девятого класса играют в году два экзамена: в декабре и мае. В
декабре – крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится программа
с прибавлением пьесы.
В течение учебного года проработать с учеником: в порядке повторения
все мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, д7, ум.вв7 с
обращениями во всех тональностях(в том числе терциями, квартами и двойным
стаккато), хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических
вариантах (в быстром темпе).
6-8 этюдов
3-4 пьес (в том числе 2-3 произведения крупной формы).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Видеман Л. 37 этюдов для гобоя ред. Пушечникова И. М.,1947
Ферлинг Ф. 48 этюдов. М., 1983
Зельнер Н. Этюды для гобоя. М., 1983
Шиман К. 7 этюдов для гобоя
Пьесы
Бозза Э. Фантазия-пастораль

Вивальди А. Концерт до мажор
Дранишникова М. Поэма
Колен А. 8концертных соло
Моцарт В. Концерт ми бемоль мажор
Чимапроза Д. Концерт
Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Ферлинг В. Этюд №7
Глиэр Р. Песня без слов
Чимароза Д. Концерт
2 вариант
Ферлинг В. Этюд №21
Рахманинов С. Вокализ
Вивальди А. Концерт ля минор
3 вариант
Ферлинг В. Этюд №17
Чайковский П. Осенняя песня
Моцарт В. Концерт ми бемоль мажор
Срок обучения – 5 (6) лет
Первый класс
Специальность

2 часа в неделю

Консультации

6 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на гобое,
звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные гаммы в тональностях до 2-х знаков

включительно,

трезвучия

и

арпеджио

(в

медленном

темпе).

исполняются штрихами деташе, стаккато и легато.
18-20 этюдов и упражнений
8-10 пьес.
2-3 ансамбля
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Пушечников И. Начальная школа игры на гобое. М., 1966
Пушечников И. «60 этюдов для гобоя» М., 1983
Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002
Назаров Н. «Школа игры на гобое» М., 1953
Ниман Т. «Школа для гобоя» ч2 этюды М., 1935
Пьесы
Русская народная песня «как под горкой»
Русская народная песня «Зайка»
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Шуберт Ф. «Вальс»
Кадбалевский Д. «Маленькая полька»
Чешская народная песня «Аннушка»
Моцарт В. «Майская песня»
Моцарт В. «Аллегретто»
Чешская народная песня «Пастушок»
Бетховен Л. Экосез
Бах Ф.Э. Марш
Белорусская народная песня «Перепелочка»
Перселл Г. Ария
Русская народная песня «Про кота»
Витлин В. «Кошечка»

Гаммы

Пушечников И - Крейн М. «Колыбельная песня"
Кабалевский Д. «Про Петю»
Майзель Б. «Кораблик»
Моцарт В. Вальс
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Глюк К. «Ария»
Старокадомский М. «Любитель рыболов»
2 вариант
Перселл Г. Ария
Бах Ф.Э. Марш
Второй класс
Специальность

2 часа в неделю

Консультации

6 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные
гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 2-х знаков включительно.
8-10 этюдов (по нотам)
8-10 пьес (в том числе ансамбли).
Развитие навыков чтения с листа.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Пушечников И. Начальная школа игры на гобое. М., 1966
Пушечников И. «60 этюдов для гобоя» М., 1983
Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002

Назаров Н. «Школа игры на гобое» М., 1953
Ниман Т. «Школа для гобоя» ч2 этюды М., 1935
Пьесы
Алябьев А. Танец из балета «Волшебный барабан»
Чайковский «Старая французская песенка»
Шуман Р. «Маленький романс»
Бах И.С. «Менуэт»
Вебер К. «Приветствие утру»
Раков Н. «Вокализ№2»
Шостакович Д «Песенка о фонарике»
Пёрсел Г. «Селский танец»
Гайдн Й «Адажио»
Зверев В. «Лирическая пьеса»
Гендель Г. «Веселый кузнец»
Чайковский П. «Сладкая греза»
Чичков Ю «Ариозо»
Абрамова С. «Танец»
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Мартини Д. Гавот
Майкапар С. Вальс
2 вариант
Свиридов Г. Старинный танец
Моцарт В. Песня пастушка
3 вариант
Чичков Ю «Ариозо»
Абрамова С. «Танец»

Третий класс
Специальность

2 часа в неделю

Консультации

6 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные
гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 3-х знаков включительно.
10-12 упражнений и этюдов
8-10 пьес.
2-3 ансамбля.
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся
навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий (в умеренном темпе)
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Пушечников И. Начальная школа игры на гобое. М., 1966
Пушечников И. «60 этюдов для гобоя» М., 1983
Назаров Н. «Школа игры на гобое» М., 1953
Ниман Т. «Школа для гобоя» ч2 этюды М., 1935
Пьесы
Алябьев А. Танец из балета «Волшебный барабан»
Чайковский «Старая французская песенка»
Шуман Р. «Маленький романс»
Бах И.С. «Менуэт»
Вебер К. «Приветствие утру»
Раков Н. «Вокализ№2»
Шостакович Д «Песенка о фонарике»
Пёрсел Г. «Селский танец»
Гайдн Й «Адажио»

Зверев В. «Лирическая пьеса»
Гендель Г. «Веселый кузнец»
Чайковский П. «Сладкая греза»
Чичков Ю «Ариозо»
Абрамова С. «Танец»
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Гендель Г. «Веселый кузнец»
Чайковский П. «Сладкая греза»
2 вариант
Раков Н. «Вокализ№2»
Абрамова С. «Танец»
3 вариант
Шуман Р. «Маленький романс»
Бах И.С. «Менуэт»
Четвертый класс
Специальность

2,5 часа в неделю

Консультации

8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные
гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 4-х знаков включительно, д7, ум.
Вв. с обращениями, хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических
вариантах.
10-12 этюдов
8-10 пьес.
2-4 ансамбля.

Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся
навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Видеман Л. 37 этюдов для гобоя ред. Пушечникова И. М.,1947
Люфт И 24 этюда М., 1962
Флемминг Ф. Этюды для гобоя и фортепиано. М., 1957
Пьесы
Гендель Г. Ларгетто
Чайковский П. Полька
Гендель Г. Соната №1
Лойе Соната до мажор
Мартини Д. Гавот
Глинка М. Мазурка
Лядов А. Прелюдия
Лядов А. Скорбная песня
Шопен Ф. Менуэт
Шопен Ф. Песня
Мендельсон Ф. Увядшие розы
Ключарев А. Родные напевы
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Гендель Г. Ларгетто
Чайковский П. Полька
2 вариант
Видеман Л. Этюд №23
Гендель Г. Соната №1 (финал)

Пятый класс
Специальность

2,5 часа в неделю

Консультации

8 часов в год

Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение
преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед
итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах,
классных вечерах и концертах.
В течение учебного года проработать с учеником: все мажорные и
минорные гаммы в тональностях до 6-ти знаков включительно арпеджио
трезвучий, д7, ум.вв7 с обращениями во всех тональностях(в том числе
терциями), хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических
вариантах (в быстром темпе).
18-20 этюдов
8-10 пьес (в том числе 2-3 произведения крупной формы).
2-3 ансамбля.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Видеман Л. 37 этюдов для гобоя ред. Пушечникова И. М.,1947
Ферлинг Ф. 48 этюдов. М., 1983
Зельнер Н. Этюды для гобоя. М., 1983
Шиман К. 7 этюдов для гобоя
Пьесы
Альбинони Т. Концерт ре минор
Вебер Р. Концерт для голоса 1ч
Чайковский П.Каприччо
Чайковский П.Резвушка
Римский-Корсаков Н. Вариации на тему Глинки «Что красотка молодая»
Платти Д. Соната (пер. Солодуева Н.)
Моцарт В. Соната си бемоль мажор (пер. Пушечникова И.)

Асафьев Б. Адажио из балета «Пламя Парижа»
Бах И.С.-Марчелло Б. Концерт до минор
Вивальди А. Концерт фа мажор
Вивальди А. Концерт ля минор
Гайдн Й. Концерт до мажор
Гендель Г. Соната соль минор
Примеры программы
1 вариант
Зельнер Н. Этюд №8
Колодуб Ж. Танец
Хандошкин И. концерт для альта. (переложение Солодуева Н.)
2 вариант
Зельнер Н. Этюд №10
Даргомыжский А. Тучки небесные
Бах-Марчелло Концерт для гобоя до минор
3 вариант
Зельнер Н. Этюд №9
Чайковский П. Резвушка
Крамарж Ф. Концерт №1 (2,3ч)
Шестой класс
Специальность

2,5 часа в неделю

Консультации

8 часов в год

В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Ученики шестого класса играют в году два экзамена: в декабре и мае. В декабре
– крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится программа с
дополнительной пьесой.

В течение учебного года проработать с учеником: в порядке повторения
все мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, д7, ум.вв7 с
обращениями во всех тональностях(в том числе терциями), хроматическую
гамму в различных штрихах и ритмических вариантах (в быстром темпе).
6-8 этюдов
3-4 пьес (в том числе 2-3 произведения крупной формы).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Видеман Л. 37 этюдов для гобоя ред. Пушечникова И. М.,1947
Ферлинг Ф. 48 этюдов. М., 1983
Зельнер Н. Этюды для гобоя. М., 1983
Шиман К. 7 этюдов для гобоя
Пьесы
Бозза Э. Фантазия-пастораль
Вивальди А. Концерт до мажор
Дранишникова М. Поэма
Колен А. 8концертных соло
Моцарт В. Концерт ми бемоль мажор
Чимапроза Д. Концерт
Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Ферлинг В. Этюд №7
Глиэр Р. Песня без слов
Чимароза Д. Концерт
2 вариант
Ферлинг В. Этюд №21
Рахманинов С. Вокализ

Вивальди А. Концерт ля минор
3 вариант
Ферлинг В. Этюд №17
Чайковский П. Осенняя песня
Моцарт В. Концерт ми бемоль мажор
Форе Г. «Фантазия»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности гобоя для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно
накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей,
направлений, жанров и форм;
– знание репертуара для гобоя, включающего произведения разных
стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы,
этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными
требованиями;
– знание художественно-исполнительских возможностей гобоя;
– знание профессиональной терминологии;
– наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
– навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;

– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

1.

Основными видами контроля успеваемости являются:
 текущий контроль успеваемости учащихся
 промежуточная аттестация
 итоговая аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во
время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее
распространенными

формами

промежуточной

аттестации

являются

контрольные

уроки,

проводимые

с

приглашением

комиссии,

зачеты,

академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно
носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения
учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических
концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с
учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на предмет «Специальность (гобой)». Экзамены проводятся
за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения
учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной
аттестации).
На

экзаменационную

аттестацию

составляется

утверждаемое

руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое
доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее,
чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной)
аттестации. К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все
учебные задания по предмету, реализуемые в соответствующем учебном году.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся
получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи
экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного
учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной
аттестации обучающихся.

Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и
качество

владения

полным

комплексом

музыкальных,

технических

и

художественных задач в рамках представленной концертной программы.
На экзамене выставляется оценка и фиксируется в соответствующей
документации.
Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной
причине (в результате болезни или в других исключительных случаях,
документально

подтвержденных),

предоставляется

возможность

пройти

итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательного
учреждения, но не позднее шести месяцев с даты выдачи документа,
подтверждающего наличие указанной уважительной причины (согласно
Положению

о

обучающихся,

порядке

и

освоивших

формах

проведения

дополнительные

итоговой

аттестации

предпрофессиональные

общеобразовательные программы в области искусств).
2. Критерии оценки
5 («отлично»)

Таблица 4
технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение

с

большим

количеством

недочетов, а именно: недоученный текст,
слабая

техническая

малохудожественная

подготовка,

игра,

отсутствие

свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс

недостатков,

являющийся

следствием отсутствия домашних занятий, а
также плохая посещаемость аудиторных

занятий
«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на академическом концерте или экзамене;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.
V.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и
учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень
развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на гобое является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ,
рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и
т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и
этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного
материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых,
динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком,
динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть
предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные
задания и регулярно проверять их выполнение.
В

учебной

работе

также

следует

использовать

переложения

произведений, написанных для других инструментов или для голоса.
Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко
использованы характерные особенности трубы.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать
связь

между

художественной

и

технической

сторонами

изучаемого

произведения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
1.

Самостоятельные

занятия

должны

быть

регулярными

и

систематическими.
2. Периодичность занятий – каждый день.
3. Количество занятий в неделю – от двух до четырех часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми
программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся
педагогических
целесообразности.

традиций

в

учебном

заведении

и

методической

4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий
всегда будет отрицательным.
5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя
по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над
чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в
дневнике. Возможные виды домашнего задания:
 упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
 работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
 работа над художественным материалом (пьесы или произведение
крупной формы);
 чтение с листа.
6. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход
домашней работы ученика.
7. Для успешной реализации программы «Специальность (гобой)» ученик
должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио и
видеотекам, сформированным по учебным программам.

VI.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Список нотной литературы
Хрестоматии для гобоя

1. Боровецкая Г.

Хрестоматия

для

гобоя

с

методическими

рекомендациями. 1-2 кл. [Нотный текст] – М.: Музыка, 1998.
2. Боровецкая Г. Хрестоматия для гобоя. 3 кл. [Нотный текст] – М.:
Музыка, 1998. [Нотный текст] – М.: Музыка, 1998.
3. Боровецкая Г. Хрестоматия для гобоя. 4 кл. [Нотный текст] – М.:
Музыка, 1998.
4. Боровецкая Г. Хрестоматия для гобоя. 5 кл. [Нотный текст] – М.:
Музыка, 1998.
5. Пушечников И. Хрестоматия педагогического репертуара для гобоя
[Нотный текст] – М.: Музыка,2000.

Сборники этюдов и упражнений для гобоя
1. Видеман Л. 37 этюдов для гобоя ред. Пушечникова И. [Нотный текст] –
М.,1947
2. Зельнер Н. Этюды для гобоя. [Нотный текст] – М., 1983
3. Люфт И. Этюды [Нотный текст] – М., 1985
4. Милле К. 15 этюдов [Нотный текст] – СПб.,1980
5. Назаров Н. Школа игры на гобое [Нотный текст] – М., 1953
6. Ниман Т. Школа для гобоя. Часть 2. Этюды [Нотный текст] – М., 1935
7. Пушечников И. Школа игры на блокфлейте [Нотный текст] – М., 2004
8. Пушечников И. Начальная школа игры на гобое [Нотный текст] – М.,
1966
9. Пушечников И. 60 этюдов для гобоя [Нотный текст] – М., 1983
10. Ферлинг Ф. 48 этюдов [Нотный текст] – М., 1983
11. Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. [Нотный текст]
– М., 2002

12. Шиман К. 7 этюдов для гобоя [Нотный текст] – М.,1999
Сборники пьес для гобоя

1. Сборник пьес советских композиторов для гобоя. [Нотный текст] – М.,
1966
2. Учебный репертуар ДМШ. I класс. Сборник пьес. [Нотный текст] – Киев,
1977
3. Учебный репертуар ДМШ. II класс. Сборник пьес. [Нотный текст] –
Киев, 1978
4. Учебный репертуар ДМШ. III класс. Сборник пьес. [Нотный текст] –
Киев, 1979
5. Учебный репертуар ДМШ. IV класс. Сборник пьес. [Нотный текст] –
Киев, 1980
2. Список методической литературы
1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской
подготовки / Исполнительство на духовых инструментах. История и
методика [Текст] – Киев, 1986. С.24-39.1983. Вып. 4. С. 6-19
2. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и
амбушюра духовика. / Методика обучения игре на духовых инструментах.
Вып. 4. [Текст] – М., 1976
3. Арчажникова

Л.Г.

Проблема

взаимосвязи

музыкально-слуховых

представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд.
искусствоведения. [Текст] – М., 1971
4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. [Текст] – Л.,
1971
5. Барановский

П.,

Юцевич

Е.

Звуковысотный

анализ

свободного

мелодического строя. [Текст] – Киев, 1956
6. Волков Н.В. Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте

среднего и высшего музыкального образования. Материалы научнопрактической конференции. [Текст] – М., 1997. С 45-47
7. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыкантадуховика/ Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия.
Тезисы доклада на II международном конгрессе [Текст] – Волгоград, 6-8
апреля 2000. С. 140-142
8. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра
звука. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. [Текст] – М., 1970. С. 1138
9. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр.
[Текст] – Л., 1987
10. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха[Текст] –. М., 1956
11. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения
музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7
[Текст] – М., 1986. С. 65-81
12. Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. [Текст] –
Екатеринбург, 1994
13. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. [Текст] – М.,1956
14. Докшицер Т.А. Трубач на коне. [Текст] – М., 1996
15. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы
учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное
воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сб. тр. [Текст] – Тамбов,
1994. С.43-54
16. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и
методика). [Текст] – Киев, 1986
17. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной
педагогики. Сб. тр. Вып. 45. М., [Текст] – 1979
18. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр.,
[Текст] – М., 1986
19. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя.

Теоретические проблемы. [Текст] – М., 1998
20. Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. [Текст] – Киев,
1990
21. Материалы

Всесоюзного

семинара

исполнителей

на

духовых

инструментах. [Текст] – М., 1988
22. Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические
рекомендации). [Текст] – Минск, 1982
23. Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами.
/Труды

кафедры

теории

музыки.

Московская

государственная

консерватория имени П.И. Чайковского. Вып. 1 [Текст] – М., 1960, с. 338355
24. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах
(методические рекомендации). [Текст] – Минск, 1982
25. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб.
тр. Вып. 103, [Текст] – М., 1990
26. Теория и практика игры на духовых инструментах. Сб. ст. [Текст] –
Киев, 1989
27. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых
инструментах. [Текст] – М., 1986
28. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах.
[Текст] – М., 1975


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».