ПО.01. УП.01. Специальность. Труба

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №10 им. А.И. ХАЧАТУРЯНА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область ПО.01.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

программа по учебному предмету
ПО.01. УП.01.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(ТРУБА)

Прокопьевск
2020
3

ОДОБРЕНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО «ДШИ №10
им.А.И. Хачатуряна »

МАУ ДО «ДШИ №10 им. А.И.
Хачатуряна»

_______________ А.Н. Мясоедов

«28» августа 2020 г.

«28» августа 2020 г.

Программа учебного предмета «Специальность (труба)» разработана на
основе Федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Организация-разработчик:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
«Детская школа искусств №10 им. А.И. Хачатуряна»
Разработчик:
Алексеюшкин Андрей
инструментов

Сергеевич,

преподаватель

по

образования

классу

духовых

Рецензенты:
Дубинин Евгений Тихонович, преподаватель по классу духовых инструментов
ГПОУ «Прокопьевский колледж искусств»
Миронова Юлия Евгеньевна,
им. А.И. Хачатуряна»

методист

МАУ

ДО

«ДШИ

№10

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента
«труба», далее – «Специальность (труба)» разработана на основе и с учетом
федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (труба)» направлен на приобретение
обучающимися знаний, умений и навыков игры на трубе, получение ими
художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовнонравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом
ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в
этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных
способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую
профессиональную деятельность.
Учебный

план

по

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программе в области искусства «Духовые инструменты
(труба)»

направлен

на

приобретение

обучающимися

музыкально-

исполнительских знаний, умений, навыков.
Срок

реализации

данной

программы

для

детей,

поступивших

в

образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
 с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 (9)лет;
 с десяти до двенадцати лет, составляет 5 (6) лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные

профессиональные

образовательные

программы

в

области

музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

Объем

учебного

образовательного

времени,

учреждения

предусмотренный
на

реализацию

учебным
учебного

планом
предмета

«Специальность (труба)»:
Таблица 1
Срок обучения
Максимальная учебная
нагрузка (в часах)
Количество часов на
аудиторные занятия
Количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу

8 лет

9-й год
обучения

5 лет

6-й год
обучения

1316

214,5

924

214,5

559

82,5

363

82,5

757

132

561

132

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут и предполагает занятия:
 2 часа в неделю для учащихся 1-6 классов (8-ми летний срок обучения),
для учащихся 1-3 классов (5-ти летний срок обучения);
 2.5 часа в неделю для учащихся 7-8 классов (8-летний срок обучения), для
учащихся

4-5

классов

(5-ти

летний

срок

обучения),

для

учащихся

дополнительного года обучения
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика,
его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические
особенности.
Цель учебной программы:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на трубе произведения различных жанров и форм в
соответствии с ФГТ;
 определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к
продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных
заведениях.
Задачи учебной программы:

 выявление творческих способностей ученика в области музыкального
искусства и их развитие в области исполнительства на трубе до уровня
подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
 овладение

знаниями,

умениями

и

навыками

игры

на

трубе,

позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 формирование

навыков

сольной

исполнительской

практики

и

коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
 достижение

уровня

образованности,

позволяющего

выпускнику

самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
 формирование

у

лучших

выпускников

осознанной

мотивации

к

продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным
экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,
работа над художественно-образной сферой произведения);
 наглядный метод (наблюдение, демонстрация);

 объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и
попутно объясняет);
 репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по
образцу учителя);
 метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
 частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной
задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.
Материально-техническая база школы соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность
(труба)» имеют площадь более 9 кв.м, хорошую звукоизоляцию, освещение.
Обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории. В школе созданы условия
для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов. В школе созданы условия по обеспечению на уроках учащихся
инструментами.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.

Сведения о затратах учебного времени.

Свеедния о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного

предмета

«Специальность

на

(труба)»,

максимальную,

самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в
Таблицах 2, 3.
Таблица 2
Срок обучения – 8 (9) лет
Распределение по годам обучения
Класс
Продолжительность учебных
занятий (в неделях)
Количество часов на
аудиторные занятия в неделю

1

2

3

4

5

6

7

8

9

32

33

33

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на

559

аудиторные занятия

82,5

641,5

Количество часов на
внеаудиторные занятия в

2

2

2

3

3

3

4

4

4

64

66

66

99

99

99

132

132

132

неделю
Общее количество
часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия по
годам
Общее количество

757

часов на внеаудиторные

889

(самостоятельные) занятия
Максимальное количество
часов занятия в неделю
Общее максимальное
количество часов по годам
Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения

132

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

1316
1530,5

214,5

Таблица 3
Срок обучения – 5 (6) лет
Распределение по годам обучения
Класс
Продолжительность учебных
занятий (в неделях)
Количество часов на
аудиторные занятия в неделю

1

2

3

4

5

6

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на

363

аудиторные занятия

82,2
445,5

Количество часов на
внеаудиторные занятия в

3

3

3

4

4

4

неделю
Общее количество

561

часов на внеаудиторные

693

(самостоятельные) занятия
Максимальное количество
часов занятия в неделю
Общее максимальное
количество часов по годам

132

5

5

5

6,5

6,5

6,5

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное

924

214,5

количество часов на весь
период обучения

1138,5

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения
учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
 самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;


подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

 подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

 посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.);
 участие

обучающихся

в

творческих

мероприятиях

и

культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
2.

Годовые требования по классам
Срок обучения –8 (9) лет

Первый класс (2 часа в неделю)
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на
трубе по восьмилетнему учебному плану, в первых двух классах рекомендуется
обучение на блокфлейте.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на
блокфлейте, звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные и минорные гаммы в
тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном темпе. Гаммы
исполняются штрихами деташе и легато.
Легкие упражнения и пьесы.
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I. М., 2007
Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002
Пьесы
Хрестоматия для блокфлейты / Составитель Оленчик. М., 2002:
Оленчик И. Хорал
Русская народная песня «Зайка»
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»
Украинская народная песня «Ой джигуне, джигуне»

Чешская народная песня «Аннушка»
Русская народная песня «Сидел Ваня»
Моцарт В. «Майская песня»
Моцарт В. «Аллегретто»
Калинников В. «Тень-тень»
Чешская народная песня «Пастушок»
Бетховен Л. «Экосез»
Бах Ф.Э. «Марш»
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Пушечников И. «Дятел»
Витлин В. «Кошечка»
Пушечников И - Крейн М. «Колыбельная песня»
Кабалевский Д. «Про Петю»
Майзель Б. «Кораблик»
Моцарт В. «Вальс»
Кискачи А.– Школа для начинающих Т. I.:
Русская народная песня «Про кота»
Русская народная песня «Как под горкой»
Белорусская народная песня «Перепелочка»
Бетховен Л. «Сурок»
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Перселл Г. «Ария»
Бетховен Л. Симфония №9 (фрагмент)
Вивальди А. «Зима» (фрагмент)
Лойе Ж. Соната
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Моцарт В. «Вальс»
Чешская народная песня «Пастушок»
2 вариант

Перселл Г. «Ария»
Бах Ф.Э. «Марш»
Второй класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы до двух
знаков включительно. Арпеджио. Трезвучия (в умеренном темпе). Гаммы
исполняются штрихами деташе и легато.
10-15 этюдов средней трудности (по нотам).
Пьесы. Развитие навыков чтения с листа.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)
Пьесы
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты:
Бах И.С. «Менуэт»
Бах И.С. «Полонез»
Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан»
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Шуман Р. «Веселый крестьянин» из «Альбома для юношества»
Шуман Р. «Песенка» из «Альбома для юношества»
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Беллини В. Отрывок из оперы «Норма»
Гендель Г. «Бурре»
Гайдн Й. «Серенада»
Чайковский П. «Сладкая греза» из «Детского альбома»
Чайковский П. «Грустная песенка»
Чайковский П. «Вальс» из «Детского альбома»

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте:
Бриттен Б. «Салли Гарденс» (Ирландская мелодия)
Шапорин Ю. «Колыбельная»
Чайковский П. «Итальянская песенка»
Бах И.С. «Менуэт»
Кискачи А. Школа для начинающих. Ч. II
Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассо континуо
Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2
Телеман Г. Ария из Партиты для блокфлейты и бассо континуо
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Шуман Р. «Песенка» из «Альбома для юношества»
Гендель Г. «Бурре»
2 вариант
Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2
Чайковский П. «Вальс» из «Детского альбома»
Третий класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
Перевод учащегося с блокфлейты на трубу.
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: До мажор в одну октаву, ля минор в одну октаву, Соль мажор от
ноты «соль» первой октавы до ноты «ре» второй октавы, ми минор от ноты
«ми» первой октавы до ноты «си» первой октавы. Гаммы исполняются
штрихами деташе и легато.
4-8 упражнений и этюдов (по нотам).
4-6 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие
классы М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М. - Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005
Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Младшие
классы М., 2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба», часть 1 Ч. 1-4. М., 2002:
Сигал Л. «Первые шаги»
Сигал Л. «Напев»
Русская народная песня «Зайка»
Чудова Т. «Золотой петушок»
Русская народная песня «Ладушки»
Чудова Т. «Праздник»
Усов Ю. Хрестоматия для трубы, 1-3 классы ДМШ. М., 1983:
Самонов А. «Доброе утро»
Самонов А. «Прогулка»
Макаров Е. «Марш»
Макаров Е. «Мелодия»
Русская народная песня «Не летай соловей»
Алескеров С. «Песня»
Усов Ю. Школа игры на трубе. М.,1991:
Терегулов Е. «Лунная дорожка»
Пирумов А. «Былина»
Макаров Е. «Труба поет»
Нурымов Ч. «В горах»

Ботяров Е. «Прогулка»
Мильман Е. «Прелюдия»
Волоцкой П. «Хрестоматия педагогического репертуара для трубы»,
младшие классы.Ч. 1: I-III классы ДМШ. - М., 1963:
Русская народная песня «На зеленом лугу»
Украинская народная песня «Лисичка»
Бетховен Л. «Торжественная песнь»
Украинская народная песня «Журавель»
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Русская народная песня «Ладушки»
Чудова Т. «Праздник»
2 вариант
Русская народная песня «Не летай, соловей»
Алескеров С. «Песня»
3 вариант
Бетховен Л. «Торжественная песнь»
Украинская народная песня «Журавель»
Четвертый класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
Постановка дыхания без трубы.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: Фа мажор от ноты «фа» первой октавы до ноты «до» второй
октавы, ре минор в одну октаву, Ре мажор в одну октаву, си минор в одну
октаву, Ми-бемоль в одну октаву, до минор в одну октаву. Гаммы исполняются
штрихами деташе и легато.
4-8 упражнений и этюдов (по нотам).
4-6 пьес.
Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие
классы. М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.- Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005
Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы
М., 2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба», часть 1 Ч. 1-4. М., 2002:
Потоловский И. «Охотник»
Кросс Р. «Коломбино»
Оффенбах Ж. «Галоп»
Диабелли А. «Анданте»
Бах И.С. «Менуэт»
Брамс Й. «Колыбельная»
Лысенко Н. Песня Выборного из оперы “Наталка-Полтавка”
Чайковский П. «Старинная французская песенка»
Дюссек Я. «Старинный танец»
Шуберт Ф. «Колыбельная»
Шуберт Ф. «Тамбурин»
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:
Русская народная песня «Соловей Будимирович»
Моцарт В. «Аллегретто»
Бах И.С. «Пьеса»
Кабалевский Д. «Песня»
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:

Макаров Е. «Вечер»
Ботяров Е. «Колыбельная»
Кабалевский Д. «Маленькая полька»
Газизов Р. «Веселый пешеход»
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Чайковский П. «Старинная французская песенка»
Дюссек Я. «Старинный танец»
2 вариант
Шуберт Ф. «Колыбельная»
Лысенко Н. Песня Выборного из оперы «Наталка-Полтавка»
3 вариант
Брамс Й. «Колыбельная»
Бах И.С. «Менуэт»
Пятый класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
Постановка дыхания без трубы.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: Си-бемоль мажор от ноты «си-бемоль» малой октавы до ноты «ре»
второй октавы, соль минор в одну октаву от ноты «соль» малой октавы, Ми
мажор в одну октаву, до-диез минор в одну октаву, Ля-бемоль в одну октаву от
ноты «ля-бемоль» малой октавы до ноты «до» второй октавы, фа минор в одну
октаву. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
4-8 упражнений и этюдов (по нотам).
4-6 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие
классы. М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М - Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005
Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы
М.,2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002:
Шуберт Ф. «Форель»
Моцарт Л. «Бурре»
Моцарт В. Ария из оперы «Волшебная флейта»
Аноним XVIII в. «Интрада»
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:
Терегубов Е. «Старинный танец»
Чайковский П. «Дровосек»
Макаров Е. «Эхо»
Бетховен Л. «Цветок чудес»
Волоцкой П. “Хрестоматия педагогического репертуара для трубы».
Младшие классы. Ч. 1: I-III классы ДМШ. - М., 1963:
Русская народная песня «На зеленом лугу»
Украинская народная песня «Лисичка»
Бетховен Л. «Торжественная песнь»
Украинская народная песня «Журавель»
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Шуберт Ф. «Форель»
Моцарт Л. «Бурре»
2 вариант

Моцарт В. Ария из оперы «Волшебная флейта»
Аноним XVIII в. «Интрада»
3 вариант
Макаров Е. «Эхо»
Бетховен Л. «Цветок чудес»
Шестой класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
Постановка дыхания без трубы.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: Фа мажор в две октавы, ре минор от ноты «ре» первой октавы до
ноты «фа» второй октавы, фа-диез мажор в две октавы, ре-диез минор в одну
октаву, Соль мажор в две октавы, ми минор от ноты «ми» первой октавы до
ноты «соль» второй октавы. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
6-8 упражнений и этюдов (по нотам).
4-6 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие
классы. М. 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел М.- Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 2. М., 2005
Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы
М., 2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Пьесы

Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002:
Ридинг О. «Прогулка»
Пёрселл Г. «Маленький марш»
Чайковский П. «Сладкая грёза»
Гречанинов А. «Охота»
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:
Свиридов Г. «Колыбельная песенка»
Мухатов Н. «В школу»
Гречанинов А. «Марш»
Пикуль В. «Хорал»
Дешкин С. «Марш юных пионеров»
Щелоков В. «Сказка»
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:
Шуман Р. «Совенок»
Кабалевский Д. «Вприпрыжку»
Брамс Й. «Петрушка»
Русская народная песня «Сенокос»
Волоцкой П. «Хрестоматия педагогического репертуара для трубы».
Младшие классы. Ч. 1: I-III классы ДМШ. М., 1963:
Шейн И. «Гальярда»
Русская народная песня «Уж как во поле калинушка стоит»
Люлли Ж. «Песенка»
Гайдн И. «Песенка»
Бетховен Л. «Шотландская песня»
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел М.- Л., 1965:
Глинка М. «Патриотическая песнь»
Книппер Л. «Полюшко-поле»
Бетховен Л. «Волшебный цветок»
Русская народная песня «Родина»
Примеры программы переводного экзамена

1 вариант
Чайковский П. «Сладкая грёза»
Гречанинов А. «Охота»
2 вариант
Щелоков В. «Сказка»
Гречанинов А. «Марш»
3 вариант
Брамс Й. «Петрушка»
Русская народная песня «Сенокос»
Седьмой класс (2,5 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
Постановка дыхания без трубы
Базинг на губах и мундштуке
Гаммы: Ля-бемоль мажор в две октавы, фа минор от ноты «фа» первой
октавы до ноты «ля-бемоль» второй октавы, Ля мажор в две октавы, фа-диез в
две октавы. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
6-8 упражнений и этюдов (по нотам).
4-6 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие
классы. М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 3 М., 2005
Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы
М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 1 Ч. 1-4. М., 2002:
Варламов А. «Красный сарафан»
Глинка М. «Попутная песня»
Бетховен Л. «Контрданс»
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:
Щелоков В. «Маленький марш»
Бах И.С. «Гавот»
Глинка М. «Жаворонок»
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:
Перселл Г. «Трубный глас»
Чешская народная песня «Пастух»
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Варламов А. «Красный сарафан»
Бетховен Л. «Контрданс»
2 вариант
Бах И.С. «Гавот»
Щелоков В. «Маленький марш»
3 вариант
Перселл Г. «Трубный глас»
Чешская народная песня «Пастух»
Восьмой класс (2,5 часа в неделю)
Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение
преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед

итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах,
классных вечерах и концертах.
Гаммы: Си-бемоль мажор в две октавы, соль минор в две октавы, Си
мажор в одну октаву, соль-диез минор в одну октаву. Исполнять в подвижном
темпе различными штрихами.
6-8 упражнений и этюдов (по нотам).
4-6 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Старшие
классы М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 2 раздел. М.- Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 4. М., 2005
Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Старшие классы
М., 2010
Иогансон А. Избранные этюды. М.,1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 1 Ч. 1-4. М., 2002:
Бонончини Дж. «Рондо»
Пёрселл Г. «Трубный глас и ария»
Скрябин А. «Прелюдия»
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы М., 1981:
Бах И.С. «Сицилиана»
Глинка М. «Северная звезда»
Чайковский П. «Юмореска»

Римский-Корсаков Н. Песня индийского гостя из оперы «Садко»
Гуно Ш. «Серенада»
Тартини Дж. «Ларго и аллегро» из Сонаты g-moll для скрипки и
фортепиано
Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч.
II: 4-5 классы ДМШ. - М., 1966:
Бах И.С. «Сарабанда»
Хренников Т. «Как соловей о розе» из музыки к комедии В.Шекспира
«Много шума из ничего»
Гайдн Й. Каватина из оратории «Времена года»
Митронов А. Школа игры на трубе 2-3 разделы М. - Л., 1965
Глинка М. «Рыцарский романс»
Моцарт В. «Ave Verum»
Гендель Г. Ария из оперы «Ринальдо»
Примеры программы
1 вариант
Скрябин А. «Прелюдия»
Пёрселл Г. «Трубный глас и ария»
2 вариант
Бонончини Дж. «Рондо»
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
3 вариант
Гуно Ш. «Серенада»
Чайковский П. «Юмореска»
Девятый класс (2,5 часа в неделю)
В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Ученики девятого класса играют в году два экзамена: в декабре и мае. В

декабре – крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится программа
с прибавлением пьесы.
Постановка дыхания без трубы.
Базинг на губах и мундштуке
Гаммы: До мажор в две октавы, ля минор в две октавы, До-диез мажор в
две октавы, ля-диез минор в две октавы. Исполнять в подвижном темпе
различными штрихами.
6-8 упражнений и этюдов (по нотам).
4-6 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Старшие
классы. М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 3 раздел. М.-Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть вторая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 4. М., 2005
Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Старшие классы.
М., 2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Вурм В. «Избранные этюды для трубы». М., 1984
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». 2 часть Ч. 1-4. М., 2002:
Моцарт В. «Майская песня»
Россини Дж. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль»
Гендель Г. «Песнь Победы»
Фрескобальди Дж. «Прелюдия и токката»
Дворжак А. «Мелодия»
Верди Дж. Марш из оперы «Аида»

Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:
Асафьев Б. «Скерцо»
Щелоков В. «Детский концерт»
Моцарт В. «Сонатина»
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:
Чайковский П. «Итальянская песенка»
Щелоков В. «Проводы в лагерь» из «Пионерской сюиты»
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы. М., 1983
Щелоков В. Концерт №3
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965
Глюк Х. Гимн из оперы «Ифигения в Тавриде»
Глюк Х. Хор из оперы «Ифигения в Тавриде»
Римский-Корсаков Н. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч.
II: 4-5 классы ДМШ. М., 1966:
Моцарт В. Сонатина, часть 1
Григ Э. «Сон»
Марчелло Б. «Скерцандо»
Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Моцарт В. «Майская песня»
Россини Дж. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль»
2 вариант
Фрескобальди Дж. Прелюдия и токката
Верди Дж. Марш из оперы «Аида»
3 вариант
Чайковский П. «Итальянская песенка»
Щелоков В. Концерт №3

Срок обучения – 5 (6) лет
Первый класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: До мажор в одну октаву, ля минор в одну октаву, Соль мажор от
ноты «соль» первой октавы до ноты «ре» второй октавы, ми минор от ноты
«ми» первой октавы до ноты «си» первой октавы, Фа мажор от ноты «фа»
первой октавы до ноты «до» второй октавы, ре минор в одну октаву. Гаммы
исполняются штрихами деташе и легато.
8-10 упражнений и этюдов (по нотам).
6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие
классы. М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел М.-Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005
Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Младшие
классы. М., 2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002:
Сигал Л. «Первые шаги»
Сигал Л. «Напев»

Русская народная песня «Зайка»
Чудова Т. «Золотой петушок»
Русская народная песня «Ладушки»
Чудова Т. «Праздник»
Калинников В. «Тень-тень»
Гедике А. «Русская песня»
Английская песня «Бинго»
Английская песня «Дин-дин-дон»
Потоловский И. «Охотник»
Кросс Р. «Коломбина»
Калинников В. «Журавель»
Оффенбах Ж. «Галоп»
Диабелли А. «Анданте»
Бах И.С. «Менуэт»
Брамс Й. «Колыбельная»
Гулак-Артемовский С. Ария Карася из оперы «Запорожец за Дунаем»
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:
Самонов А. «Доброе утро»
Самонов А. «Прогулка»
Макаров Е. «Марш»
Макаров Е. «Мелодия»
Русская народная песня «Не летай, соловей»
Алескеров С. «Песня»
Русская народная песня «Соловей Будимирович»
Моцарт В. «Аллегретто»
Бах И.С. «Пьеса»
Кабалевский Д. «Песня»
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:
Терегулов Е. «Лунная дорожка»
Пирумов А. «Былина»

Макаров Е. «Труба поет»
Нурымов Ч. «В горах»
Ботяров Е. «Прогулка»
Мильман Е. «Прелюдия»
Макаров Е. «Вечер»
Ботяров Е. «Колыбельная»
Кабалевский Д. «Маленькая полька»
Газизов Р. «Веселый пешеход»
Ботяров Е. «Труба и барабан»
Терегулов Е. «Старинный танец»
Чайковский П. «Дровосек»
Макаров Е. «Эхо»
Миришли Р. «Мелодия»
Бетховен Л. «Цветок чудес»
Чайковский П. «Русская песня»
Волоцкой П. «Хрестоматия педагогического репертуара для трубы
младшие классы”. Ч. 1: I-III классы ДМШ - М., 1963:
Русская народная песня «На зеленом лугу»
Украинская народная песня «Лисичка»
Бетховен Л. «Торжественная песнь»
Украинская народная песня «Журавель»
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Калинников В. «Тень-тень»
Английская песня «Бинго»
2 вариант
Брамс Й. «Колыбельная»
Бах И.С. «Менуэт»
3 вариант
Бах И.С. «Пьеса»
Моцарт В. «Аллегретто»

Второй класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
Занятия постановки дыхания без трубы.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: Ре мажор, си минор, Си-бемоль, соль минор, Ми-бемоль мажор, до
минор, Ля мажор, фа-диез (все в одну октаву). Гаммы исполняются штрихами
деташе и легато.
8-10 упражнений и этюдов (по нотам).
6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие
классы. М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел М.-Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005
Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Младшие
классы. М., 2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды» М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002
Гендель Г. «Тема с вариациями»
Шуберт Ф. «Цветы мельника»
Лойе Ж. «Гавот»
Лысенко Н. Песня Выборного из оперы «Наталка-Полтавка»
Чайковский П. «Старинная французская песенка»

Дюссек Я. «Старинный танец»
Шуберт Ф. «Колыбельная»
Шуберт Ф. «Тамбурин»
Шуберт Ф. «Форель»
Моцарт Л. «Бурре»
Чайковский П. «Сладкая греза»
Моцарт В. Ария из оперы «Волшебная флейта»
Аноним XVIII в. «Интрада»
Перселл Г. «Маленький марш»
Варламов А. «Красный сарафан»
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965:
Глинка М. «Патриотическая песнь»
Книппер Л. «Полюшко-поле»
Бетховен Л. «Волшебный цветок»
Русская народная песня «Родина»
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:
Свиридов Г. «Колыбельная песенка»
Мухатов Н. «В школу»
Гречанинов А. «Марш»
Пикуль В. «Хорал»
Дешкин С. «Марш юных пионеров»
Щелоков В. «Сказка»
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:
Моцарт В. «Вальс»
Ботяров Е. «Песня в пути»
Кабалевский Д. «Хоровод»
Шуман Р. «Совенок»
Кабалевский Д. «Вприпрыжку»
Брамс Й. «Петрушка»
Русская народная песня «Сенокос»

Перселл Г. «Трубный глас»
Чешская народная песня «Пастух»
Волоцкой П. «Хрестоматия педагогического репертуара для трубы».
Младшие классы. Ч. 1: I-III классы ДМШ. - М., 1963:
Шейн И. «Гальярда»
Русская народная песня «Уж как во поле калинушка стоит»
Люлли Ж. «Песенка»
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Шуберт Ф. «Цветы мельника»
Лойе Ж. «Гавот»
2 вариант
Лысенко Н. Песня Выборного из оперы «Наталка-Полтавка»
Шуберт Ф. «Форель»
3 вариант
Дюссек Я. «Старинный танец»
Чайковский П. «Старинная французская песенка»
Третий класс (2 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
Занятия постановки дыхания без трубы.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: Ми мажор, до-диез минор, Ля-бемоль мажор, фа минор, Си мажор,
соль-диез минор (все в одну октаву). Гаммы исполняются штрихами деташе и
легато.
8-10 упражнений и этюдов (по нотам).
6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие
классы. М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 2. М., 2005
Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Младшие
классы. М., 2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002:
Глинка М. «Попутная песня»
Бетховен Л. «Контрданс»
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
Бонончини Дж. «Рондо»
Перселл Г. «Трубный глас и ария»
Скрябин А. «Прелюдия»
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
Бах И.С. «Ария»
Власов Н. «Золотая труба». 2 часть. Ч. 1-4. М., 2002:
Моцарт В. «Майская песня»
Россини Дж. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль»
Гендель Г. «Песнь Победы»
Глюк Х. «Веселый хоровод»
Форе Г. «Мелодия»
Фрескобальди Дж. «Прелюдия и токката»
Дворжак А. «Мелодия»
Верди Дж. Марш из оперы «Аида»
Россини Дж. Хор швейцарцев из оперы «Вильгельм Телль»

Шуман Р. «Смелый наездник»
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965:
Глюк Х. Гимн из оперы «Ифигения в Тавриде»
Глюк Х. Хор из оперы «Ифигения в Тавриде»
Римский-Корсаков Н. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:
Барток Б. «Песня»
Щелоков В. «Шутка»
Гендель Г. «Ларго»
Бах И.С. «Бурре»
Прокофьев С. «Марш»
Шостакович Д. «Колыбельная»
Щелоков В. «Баллада»
Щелоков В. «Маленький марш»
Бах И.С. «Гавот»
Глинка М. «Жаворонок»
Асафьев Б. «Скерцо»
Щелоков В. «Детский концерт»
Моцарт В. Сонатина
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:
Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»
Блантер М. «Колыбельная»
Гречанинов А. «На велосипеде»
Чайковский П. «Итальянская песенка»
Щелоков В. «Проводы в лагерь» из «Пионерской сюиты»
Волоцкой П. «Хрестоматия педагогического репертуара для трубы».
Младшие классы. Ч. 1: I-III классы ДМШ. - М., 1963:
Гайдн И. «Песенка»
Бетховен Л. «Шотландская песня»
Григ Э. «Норвежская народная песня»

Рамо Ж. «Ригодон»
Григ Э. «Норвежский танец»
Рамо Ж. «Менуэт в форме рондо»
Майкапар С. «Юмореска»
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
Перселл Г. «Трубный глас и ария»
2 вариант
Дворжак А. «Мелодия»
Верди Дж. Марш из оперы «Аида»
3 вариант
Фрескобальди Дж. Прелюдия и токката
Шуман Р. «Смелый наездник»
Четвертый класс (2,5 часа в неделю)
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии,
зачет и экзамен во втором полугодии.
Занятия постановки дыхания без трубы.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: ре-диез минор, Ми мажор, фа минор (все в одну октаву), Фа-диез
мажор, Соль мажор, Ля-бемоль мажор (все в две октавы). Гаммы исполняются
штрихами деташе и легато.
8-10 упражнений и этюдов (по нотам).
6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Старшие
классы. М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 2 раздел. М.-Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М.,1982

Усов Ю. Школа игры на трубе М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 3. М., 2005
Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Старшие классы.
М., 2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 2. Ч. 1-4. М., 2002:
Форе Г. Пьеса
Григ Э. «Норвежский танец» №2
Бах И.Х. «Торжественный марш»
Шуман Р. «Веселый крестьянин»
Рамо Ж. «Ригодон»
Шуберт Ф. «Ave Maria»
Гендель Г. «Пассакалия»
Чудова Т. «Концертная пьеса с вариациями»
Гречанинов А. «Весельчак»
Джоплин С. «Артист»
Рахманинов C. «Русская песня»
Чайковский П. Антракт ко 2 действию балета «Лебединое озеро»
Чайковский П. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»
Госсек Ф. «Гавот»
Моцарт В. «Рондо»
Сен-Санс К. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»
Марчелло Б. «Аллегро» из Сонаты №3
Гайдн Й. «Рондо в венгерском стиле»
Глюк Х. Мелодия из оперы «Орфей»
Марчелло А. Концерт: 2 и 3 части
Митронов А. Школа игры на трубе. 2-3 разделы. М.-Л., 1965:
Глинка М. «Рыцарский романс»

Моцарт В. «Ave Verum»
Гендель Г. Ария из оперы «Ринальдо»
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы. М., 1981
Бах И.С. «Сицилиана»
Глинка М. «Северная звезда»
Чайковский П. «Юмореска»
Римский-Корсаков Н. Песня индийского гостя из оперы «Садко»
Гуно Ш. «Серенада»
Тартини Дж. «Ларго и аллегро» из Сонаты g-moll для скрипки и
фортепиано
Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы Ч.
II: 4-5 классы ДМШ. М., 1966:
Бах И.С. «Сарабанда»
Хренников Т. «Как соловей о розе» из музыки к комедии В.Шекспира
«Много шума из ничего»
Гайдн Й. Каватина из оратории «Времена года»
Щелоков В. «Арабеска»
Глиэр Р. «Эскиз»
Шостакович Д. Прелюдия №1
Бетховен Л. Вариации на тему Гретри из оперы «Ричард Львиное сердце»
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Григ Э. «Норвежский танец» №2
Чудова Т. Концертная пьеса с вариациями
2 вариант
Сен-Санс К. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»
Чайковский П. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»
3 вариант
Марчелло А. Концерт 2 и 3 части

Пятый класс (2,5 часа в неделю)
Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение
преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед
итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах,
классных вечерах и концертах.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: Ля мажор, фа-диез минор, Си-бемоль мажор, соль минор (все в две
октавы). Гаммы исполнять в подвижном темпе различными штрихами.
8-10 упражнений и этюдов (по нотам).
6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Старшие
классы. М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 3 раздел. М.-Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть вторая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 4. М., 2005
Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Старшие классы.
М., 2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Вурм В. Избранные этюды для трубы. М., 1984
Брандт В. 34 этюда для трубы. М., 1985
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 3. Ч. 1-4. М., 2002:
Моцарт В. «Адажио»
Брамс Й. «Вальс»
Обер Л. «Тамбурин»
Шуберт Ф. «Музыкальный момент» №3

Пешетти Д. «Престо»
Гендель Г. «Прелюдия»
Бах И.С. «Ариозо»
Мартини Дж. «Восторг любви»
Дюран А. «Чакона»
Боккерини Л. «Марш» из Соната В-dur
Форе Г. «Павана»
Бах И.Х. «Адажио»
Бизе Ж. Сюита из оперы «Кармен»
Власов Н. «Золотая труба». 4 часть. Ч. 1-4. М., 2002
Мусоргский М. «Слеза»
Брамс Й. «Венгерский танец» №5
Беллини В. Каватина из оперы «Норма»
Чайковский П. «Осенняя песнь»
Бетховен Л. Сонатина
Клементи М. Сонатина
Бах И.С. Соната 3 и 4 части
Марчелло Б. Сонаты №№1,2,3,4,5
Марчелло А. Концерт
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы. М., 1981:
Щелоков В. Концерт №3
Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч.
II: 4-5 классы ДМШ. М., 1966:
Асафьев Б. «Скерцо» из Сонаты для трубы и фортепиано
Моцарт В. Сонатина, часть 1
Мусоргский М. Пляска персидок из оперы «Хованщина»
Григ Э. «Сон»
Пуленк Ф. «Новеллетта» №1
Марчелло Б. «Скерцандо»
Примеры программы

1 вариант
Беллини В. Каватина из оперы «Норма»
Брамс Й. «Венгерский танец» №2
2 вариант
Бах И.С. «Ариозо»
Марчелло Б. Соната №1: 1 и 2 части
3 вариант
Чайковский П. «Осенняя песнь»
Щелоков В. Концерт №3
Шестой класс (2,5 часа в неделю)
В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся
к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. Ученики
шестого класса играют в году два экзамена: в декабре и мае. В декабре –
крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится программа с
дополнительной пьесой.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: Си мажор, соль-диез минор,

До мажор, ля минор (все в две

октавы). Гаммы исполнять в подвижном темпе различными штрихами.
8-10 упражнений и этюдов (по нотам).
6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения. Старшие классы М.,
2011
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть вторая. М., 1982
Арбан

Ж.

Школа

игры

на

трубе.

Разделы:

Гаммы,

трезвучия,

доминантсептаккорды. М., 1954; М., 1964; М., 1970
Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Старшие классы
М.,2010

Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Вурм В. Избранные этюды. М., 1984
Брандт В. 34 этюда для трубы. М., 1985
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 5. Ч. 1-5. М., 2002:
Мийо Д. «Маленький концерт»
Зейц Ф. Концерт Си-бемоль мажор
Яньшинов А. «Концертино» (в русском стиле)
Фогель И. «Маленький концерт»
Шопен Ф. Этюд №3
Шопен Ф. Ноктюрн №2
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы. М., 1981:
Флярковский А. Две пьесы: Прелюдия, Юмореска
Ханус Ж. Экспромты
Скарлатти Д. Соната №17
Глиэр Р. «Вальс»
Равель М. «Павана»
Казелла А. «Болеро»
Сборник Старинные концерты. Редакция Докшицера Т.А., М.1987:
Альбинони Т. Концерт Es-dur: 3 и 4 части
Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Мийо Д. «Маленький концерт»
2 вариант
Зейц Ф. Концерт Си-бемоль мажор
3 вариант
Фогель И. «Маленький концерт»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий
достижения

использовать
наиболее

самостоятельно

многообразные

убедительной

накапливать

возможности

интерпретации

репертуар

из

трубы

авторского

музыкальных

для

текста,

произведений

различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
– знание репертуара для трубы, включающего произведения разных стилей
и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды,
инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
– знание художественно-исполнительских возможностей трубы;
– знание профессиональной терминологии;
– наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
– навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
–

навыки

по

использованию музыкально-исполнительских

средств

выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Основными видами контроля успеваемости являются:
 текущий контроль успеваемости учащихся
 промежуточная аттестация
 итоговая аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во
время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее
распространенными

формами

контрольные

проводимые

уроки,

промежуточной
с

аттестации

приглашением

комиссии,

являются
зачеты,

академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить
рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения
учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических
концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с
учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на предмет «Специальность (труба)». Экзамены проводятся
за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения
учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной
аттестации).
На

экзаменационную

аттестацию

составляется

утверждаемое

руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое
доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее,
чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной)
аттестации. К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все
учебные задания по предмету, реализуемые в соответствующем учебном году.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся
получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи
экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного
учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной
аттестации обучающихся.
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и
качество

владения

полным

комплексом

музыкальных,

технических

и

художественных задач в рамках представленной концертной программы.
На экзамене выставляется оценка и фиксируется в соответствующей
документации.

Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине
(в результате болезни или в других исключительных случаях, документально
подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию
в иной срок без отчисления из образовательного учреждения, но не позднее
шести месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего наличие указанной
уважительной причины (согласно Положению о порядке и формах проведения
итоговой

аттестации

обучающихся,

освоивших

дополнительные

предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств).
2.
Критерии оценки
Таблица 4
5 («отлично»)

технически

качественное

художественно

осмысленное

и

исполнение,

отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение,

4 («хорошо»)
с

небольшими

недочетами

(как

в

техническом плане, так и в художественном)
3
(«удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством
недочетов, а именно: недоученный текст,
слабая

техническая

малохудожественная

подготовка,

игра,

отсутствие

свободы игрового аппарата и т.д.
2
(«неудовлетворительно»)

комплекс

недостатков,

являющийся

следствием отсутствия домашних занятий, а
также плохая посещаемость аудиторных
занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень
подготовки и исполнения на данном этапе
обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на академическом концерте или экзамене;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

V.

Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и
учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень
развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на трубе является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ,
рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и
т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и
этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного
материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых,
динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком,
динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть
предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные
задания и регулярно проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений,
написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются
переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы
характерные особенности трубы.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать
связь

между

художественной

и

технической

сторонами

изучаемого

произведения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

1.

Самостоятельные

занятия

должны

быть

регулярными

и

систематическими.
2. Периодичность занятий – каждый день.
3. Количество занятий в неделю – от двух до четырех часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми
программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся
педагогических

традиций

в

учебном

заведении

и

методической

целесообразности.
4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий
всегда будет отрицательным.
5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя
по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над
чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в
дневнике. Возможные виды домашнего задания:
 упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
 работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
 работа над художественным материалом (пьесы или произведение
крупной формы);
 чтение с листа.
6. Периодически следует проводить уроки,

контролирующие

ход

домашней работы ученика.
7. Для успешной реализации программы «Специальность (труба)» ученик
должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио и
видеотекам, сформированным по учебным программам.

VI.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТОНОЙ И
МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Список нотной литературы
1.

Арбан Ж. Школа игры на трубе. [Нотный текст] – М., 1954; М., 1964; М.,

1970
2.

Баласанян С. Школа игры на трубе. [Нотный текст] – М., 1972

3.

Баласанян С. Школа игры на трубе. [Нотный текст] – М., 1982

4.

Власов Н. Золотая труба: Школа игры на трубе. Ч. 1-4. [Нотный текст] –

М., 2002
5.

Кобец И. Начальная школа игры на трубе. [Нотный текст] – Киев, 1970

6.

Колин Ч. Школа игры на трубе. ч.1[Нотный текст] – М., 1972

7.

Липкин Л. Начальные уроки игры на трубе. [Нотный текст] – М., 1959

8.

Лютак Л. Школа игры на трубе. [Нотный текст] – Варшава, 1966

9.

Митронов А. Школа для трубы. [Нотный текст] – М.-Л., 1956

10.

Митронов А. Школа игры на трубе. [Нотный текст] – М.-Л., 1965

11.

Прокофьев С. Практическое пособие игры на трубе. [Нотный текст] – Л.,

1968
12.

Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. I

[Нотный текст] – М., 1948
13.

Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. II

[Нотный текст] – М., 1948
14.

Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. III

[Нотный текст] – М., 1948
15.

Табаков М. Школа обучения игре на трубе. Ч. IV [Нотный текст] – М.,

1953
16.

Усов Ю. Школа игры на трубе. [Нотный текст] – М., 1985

17.

Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. [Нотный текст] –

М., 1979
Хрестоматии для трубы

1.

Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. 1: I-

III классы ДМШ. [Нотный текст] – М., 1963
2.

Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. II: 4-

5 классы ДМШ. [Нотный текст] – М., 1966
3.

Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-II классы

ДМШ. [Нотный текст] – М., 1973; 1980
4.

Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 3-4 классы

ДМШ. [Нотный текст] – М., 1979
5.

Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Старшие

классы ДМШ. [Нотный текст] – М., 1981
6.

Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-III классы

ДМШ. [Нотный текст] – М., 1983
Сборники этюдов и упражнений для трубы
1.

Баласанян С. Избранные этюды для трубы. [Нотный текст] – М., 1966

2.

Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. I. [Нотный текст] – М., 1951

3.

Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. II. [Нотный текст] – М., 1952

4.

Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. III. [Нотный текст] – М., 1953

5.

Баласанян С. 25 легких этюдов. [Нотный текст] – М., 1954

6.

Бердыев Н. Этюды для трубы. [Нотный текст] – М., 1964

7.

Бердыев Н. Легкие этюды для трубы. [Нотный текст] – Киев, 1968

8.

Бердыев Н. Легкие этюды для трубы. Тетр. 1. [Нотный текст] – Киев,

1969
9.

Бердыев Н. 30 этюдов для трубы. [Нотный текст] – Киев, 1976

10.

Брандт В. 34 этюда для трубы. [Нотный текст] – М., 1960

11.

Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. I. [Нотный текст] –

Варшава, 1972
12.

Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. II. [Нотный текст] –

Варшава, 1972
13.

Вурм В. Избранные этюды для трубы. [Нотный текст] – М., 1948

14.

Вурм В. Избранные этюды для трубы. [Нотный текст] – М., 1984

15.

Вурм В. 45 легких этюдов для трубы. [Нотный текст] – М., 1969

16.

Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. I. [Нотный текст] – М.,

1960
17.

Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. II. [Нотный текст] – М.,

1963
18.

Кобец И. Тематические этюды для трубы. [Нотный текст] – Киев, 1969

19.

Чумов Л. Этюды для начинающих трубачей. [Нотный текст] – М., 1969

20.

Чумов Л. Легкие этюды и упражнения для трубы. [Нотный текст] – М.,

1973
21.

Чумов Л. Легкие этюды для трубы. [Нотный текст] – М., 1980

22.

Ян-Борисов А. Ежедневные упражнения для трубы. Ч.1-4. [Нотный текст]

– М.,2003
Сборники пьес для трубы
1.

Альбом ученика-трубача. I-II классы. Сост. Бело-фастов О., [Нотный

текст] – Киев, 197
2.

Зарубежные классики. Сборник легких пьес. [Нотный текст] – М., 1959

3.

Избранные 12 пьес Грига Э. Сборник. [Нотный текст] – М.-Л., 1950

4.

Легкие пьесы для трубы. Сборник Болотина С. [Нотный текст] – Л., 1964

5.

Легкие пьесы для трубы под ред. Болотина С. [Нотный текст] – Л., 1968

6.

Легкие пьесы для трубы. I-III классы. Сост. Усов Ю. [Нотный текст] – М.,

1970
7.

Легкие пьесы композиторов социалистических стран. Сост. Чумов Л.

[Нотный текст] – М., 1974
8.

Лубочек. Сборник пьес. Сост. Шлег Л. [Нотный текст] – М., 1979

9.

Музыка для трубы. Сборник пьес. [Нотный текст] – Будапешт, 1971

10.

Переложения и обработки для трубы и фортепиано. Сост. Болотин С.

[Нотный текст] – М.-Л., 1952
11.

Произведения советских композиторов для трубы. Сост. Чумов Л.

[Нотный текст] – М., 1974
12.

Пьесы для трубы. Под ред. Еремина С. [Нотный текст] – М., 1963

13.

Пьесы для трубы советских композиторов. [Нотный текст] – М., 1971

14.

Пьесы композиторов социалистических стран. Сост. Чумов Л. [Нотный

текст] – М., 1975
15.

Пьесы русских композиторов. Сост. Новиков В. [Нотный текст] – М.,

1983
16.

Пьесы русских композиторов. Сост. Еремин С. [Нотный текст] – М., 1974

17.

Пьесы Шумана Р. (из «Альбома для юношества»). [Нотный текст] – М.,

1965
18.

Пьесы советских композиторов. Сост. Чумов Л. [Нотный текст] – М.,

1978
19.

Пьесы советских композиторов для трубы. Сост. Чумов Л. [Нотный текст]

– М., 1980
20.

Русские классики. Сборник легких пьес. Сост. Волоцкой П., Липкин Л.

[Нотный текст] – М., 1960
21.

Сборник педагогического репертуара ДМШ. Сост. Еремин С. [Нотный

текст] – М., 1954
22.

Сборник пьес для трубы. Сост. Табаков М., Орвид Г. [Нотный текст] – М.,

1954
23.

Сборник пьес для трубы Сост. Озол К. [Нотный текст] – Рига, 1962

24.

Сборник пьес для трубы. № 1. [Нотный текст] – Прага, 1969

25.

Сборник пьес для трубы. № 2. [Нотный текст] – Прага - Братислава, 1969

26.

Сборник пьес для трубы. Сост. Крумифер Г. [Нотный текст] – Лейпциг,

1969
27.

Сборник пьес для трубы венгерских композиторов. [Нотный текст] –

Будапешт, 1971
28.

Сборник пьес произведений русских композиторов. Под ред. Орвида Г.

[Нотный текст] – М., 1947
29.
1966

Сборник пьес советских композиторов для трубы. [Нотный текст] – М.,

30.

Сборник танцев и мелодий для трубы. Сост. Калиновский И. [Нотный

текст] – Варшава, 1964
31.

Старинные концерты для трубы. Сост. Докшицер Т. [Нотный текст] – М.,

1976
32.

Советские композиторы. Сборник легких пьес для трубы. Сост. Волоцкой

П., Липкин Л. [Нотный текст] – М., 1961
33.

Старинные сонаты для трубы. Сост. Селянин А. [Нотный текст] – М.,

1977
34.

Щелоков В. Три пьесы. [Нотный текст] – М.- Л., 1951

35.

Учебный репертуар ДМШ. I класс. Сборник пьес. [Нотный текст] – Киев,

1978
36.

Учебный репертуар ДМШ. II класс. Сборник пьес. [Нотный текст] – Киев,

1979
37.

Учебный репертуар ДМШ. III класс. Сборник пьес. [Нотный текст] –

Киев, 1980
2. Список методической литературы
1.

Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской

подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика.
[Текст] – Киев, 1986. С.24-39.1983. Вып. 4. С. 6-19
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. [Текст] – Л.,

2.
1971
3.

Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и

амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.
4. [Текст] – М., 1976
4.

Арчажникова

представлений

и

Л.Г.

Проблема

взаимосвязи

музыкально-двигательных

музыкально-слуховых

навыков.

Автореф.

канд.

искусствоведения. [Текст] – М., 1971
5.

Барановский

П.,

Юцевич

Е.

Звуковысотный

анализ

свободного

мелодического строя. [Текст] – Киев, 1956
6.

Волков Н.В. Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте

среднего

и

высшего

музыкального

образования.

Материалы

научно-

практической конференции. [Текст] – М., 1997. С 45-47
7.

Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-

духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы
доклада на II международном конгрессе. [Текст] – Волгоград, 6-8 апреля 2000. С.
140-142
8.

Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра

звука. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. [Текст] – М., 1970. С. 11-38
9.

Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр.

[Текст] – Л., 1987
10.

Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. [Текст] – М., 1956

11.

Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения

музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7. [Текст] –
М., 1986. С. 65-81
12.

Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. [Текст] –

Екатеринбург, 1994
13.

Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. [Текст] – М.,1956

14.

Докшицер Т.А. Трубач на коне. [Текст] – М., 1996

15.

Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы

учащегося

над

музыкально-исполнительским

образом

/

Музыкальное

воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сб. тр. [Текст] – Тамбов, 1994.
С.43-54
16.

Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и

методика). [Текст] – Киев, 1986
17.

Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной

педагогики. Сб. тр. Вып. 45. [Текст] – М., 1979
18.

Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб.

тр.[Текст] – М., 1986
19.

Логинова

Л.Н.

О

слуховой

деятельности

Теоретические проблемы. [Текст] – М., 1998

музыканта-исполнителя.

20.

Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. [Текст] – Киев,

1990
21.

Материалы

Всесоюзного

семинара

исполнителей

на

духовых

инструментах. [Текст] – М., 1988
22.

Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические

рекомендации). [Текст] – Минск, 1982
23.

Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами.

/Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория
имени П.И. Чайковского. [Текст] – М., 1960. Вып. 1. С. 338-355
24.

Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах

(методические рекомендации). [Текст] – Минск, 1982
25.

Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб.

тр. Вып. 103.[Текст] – М., 1990
26.

Теория и практика игры на духовых инструментах. Сб. ст. [Текст] – Киев,

1989
27.

Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых

инструментах. [Текст] – М., 1986
28.

Усов Ю.А. Методика обучения игры на трубе. [Текст] – М., 1984

29.

Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. [Текст]

– М., 1975


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».